Содержание

Летающий мотоцикл – уже реальность. Новейшая разработка российских специалистов

Пилот на HoverBike S3, который поднялся над землей на метр, пролетел около километра.

Первый публичный тестовый полет российского летающего мотоцикла HoverBike S3 состоялся в субботу 2 сентября 2017 года в рамках международных соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам, которые прошли в Волоколамском районе Подмосковья на автодроме Moscow Raceway.

Пилот на HoverBike S3, который поднялся над землей на метр, пролетел около километра.

“Полет дрона с пилотом – это достаточно значимое событие, которое позволяет судить об уровне развития техники”, – прокомментировал первый тестовый запуск летающего мотоцикла его создатель Александр Атаманов, гендиректор компании HoverSurf.

По мнению инженера, за личным воздушным транспортом – будущее.

“Город не резиновый, дома невозможно разделить, машины не могут ездить друг на друге, поэтому единственный шанс решить транспортную проблему – это открыть воздух именно для таких компактных и экологичных летальных аппаратов, как ховербайк или аэротакси”, – сказал он.

Мечта детства

Атаманов рассказал ТАСС, что идея превратить воздушное судно в личное средство передвижения у него возникла еще в детстве, благодаря отцу. Уже тогда Атаманов-младший лично тестировал мотодельтапланы, сконструированные его отцом и коллегами. В студенческие годы Атаманов связал свою жизнь с инженерной сферой, а затем начал работать с инновационными стартапами.

Проект по созданию летающего транспорта у специалиста уже третий по счету. Первые два стартапа: разработка нового вида очистки турбинного оборудования и компания, занимающаяся патентованием онлайн, – позволили Атаманову осуществить детскую мечту.

“Дроны покорили весь мир: на них снимают видео, ведут мониторинг. И совершенно естественный шаг – это начать их использовать для перевозки людей”, – сказал он. По словам Атаманова, пассажирский дрон – это летающий компьютер, управляемый машиной, а не пилотом. Он удобен, компактен и прост по своей конструкции. “Поэтому эти машины, я считаю, завоюют мир. Мы сейчас находимся на пороге эволюции”, – подчеркнул он.

Характеристика HoverBike S3

Как рассказал ТАСС сам инженер, летающий мотоцикл является разработкой российских инженеров. Он представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических двигателях. Сиденье и изгиб машины напоминает обычный мотоцикл, однако вместо колес – четыре мощных вентиля. На приборной панели – выключатели (мотор, фары, гудок) и два джойстика управления.

Кроме того, перед полетом пилот должен надеть на руку чеку, как на водном мотоцикле, чтобы в случае аварийной ситуации автоматически отключить систему питания. Традиционной подушки безопасности нет, поскольку в случае аварии весь летающий мотоцикл, включая батарею, проминается вниз.Максимальная нагрузка на HoverBike S3 составляет 150 кг. Сам же летающий мотоцикл весит 100 кг, 50 из которых – батарея, что делает его довольно мобильным и компактным. Высота полета пока ограничена пятью метрами. Одной зарядки будет достаточно для 30-минутного полета. Время зарядки аккумулятора – четыре часа.

“Даже в этой комплектации дрон хорошо работает при минус 20 градусах Цельсия, поэтому отдельно для севера мы вряд ли будем делать новый дрон, если, конечно, не будет заказов”, – добавил специалист.
Максимальная скорость аппарата – до 70 км/ч. У HoverBike S3 есть три вида управления: по радиоканалу с пульта, ручное управление посредством джойстиков, либо путем введения координатов по GPS.
“Наш мотоцикл проходит в любую дверь без разборки. Его можно хранить дома, даже в квартире. Его можно использовать на стандартном парковочном месте для взлета и посадки, не нужны никакие подготовленные площадки, поэтому массовое внедрение не за горами”, – полагает Атаманов.

Линейка летающего транспорта

Компания HoverSurf занимается разработкой трех видов летающего транспорта: грузовой дрон, летающий мотоцикл и дрон-такси. Грузовой дрон – беспилотное летающее средство, – задача которого заключается в доставке различных грузов весом до 100 кг. “К грузовому дрону интерес проявляет в основном Министерство обороны для доставки боеприпасов и медикаментов, а из гражданских – Сбербанк для инкассации в труднодоступных местах, Роснефть для мониторинга трасс”, – сказал Атаманов.

Прямое назначение для летающего матоцикла, по мнению инженера, – спорт, соревнования, экстрим, развлечение, а у летающего такси – персональный транспорт, перевозка людей. “Доставка пиццы – слишком дальняя перспектива, если говорить об использовании грузового дрона в гражданском рынке, он скорее предусмотрен для служебной отрасли”, – считает эксперт.

Разработчик летающих автодронов считает, что 2 сентября, с первой минуты полета HoverBike S3, на свет появился новый вид спорта. “Правда, сегодня мы соревновались сами с собой”, – оговаривается он.

Законность полетов в городе

Для того, что начать полеты по Москве или других закрытых зонах уже сейчас, пилоту необходимо пройти государственную регистрацию воздушного судна и получить лицензию пилота. Однако в городе есть определенные зоны, в число которых входят администрация президента и Кремль, где летать никому и ничему нельзя.

“В будущем законодательство, наверное, будет идти навстречу, потому что гораздо проще внести поправки в Воздушных кодекс и разрешить использовать дроны для перевозки людей, чем строить новые путепроводы, мосты через реки, рыть тоннели”, – считает Атаманов.

Технологией неожиданно заинтересовались госкомпании

В 2015 г. инженер-связист Александр Атаманов приступил к реализации главной мечты – создать летающий мотоцикл-геликоптер, более компактный и доступный, чем вертолет, на котором легко преодолевать городские пробки.

Этого удалось добиться в начале 2016 г. Атаманов создал две компании – ОКБ «Грузовые дроны» в России и Hoversurf в США. Разработаны две модели: грузовая беспилотная и пилотируемая (мотоцикл). Летающие мотоциклы предлагаются по цене $53 000 (Ми-8 стоит около 200 млн руб.). Компания набрала портфель предварительных заказов на 45 млн руб. из России, Бразилии, Таиланда и Афганистана.

Но сначала пришлось накопить 10 млн руб. стартового капитала. Первую идею для бизнеса Атаманову подсказал его отец – инженер-изобретатель Виктор Атаманов. Он обратил внимание на проблему очистки турбинных лопаток в авиации и энергетике и посоветовал доработать для этих целей струйный метод, разработанный во времена СССР. Александр нашел нескольких молодых разработчиков и основал компанию «Спэнс» в 2008 г. «Заказчики сами нас нашли, мы продавали установки и для удаления граффити, и для очистки архитектурных сооружений, яхт, катеров», – вспоминает Атаманов. Сейчас выручка «Спэнса» составляет 2 млн руб. в месяц.

В 2012 г. из этого бизнеса выросла следующая идея. «Когда мы делали «Спэнс», пришлось оформлять пакет патентов, патентовать форсунку, установку и метод. Приходилось ходить к патентным поверенным, стоять в очереди в Сбербанк, чтобы оплатить квитанции. «Я нанял программиста, и он быстро написал программу, которая обрабатывала заявки, готовила документы и отправляла их в Роспатент», – рассказывает Атаманов. Идея оказалась востребованной у других стартапов. В 2012 г. Атаманов основал компанию «Онлайн патент», которая занялась автоматизацией подачи заявок на регистрацию товарных знаков и торговых марок. Сначала инвестфонд SoftLine вложил в проект 3 млн руб., потом два бизнес-ангела и нью-йоркский фонд Starta Capital вложили около $1 млн, инвесторы получили 60% долей в компании. Клиенты – 400 предприятий. Чистая выручка составляет 1,5 млн руб. в месяц. Через платформу подается больше заявок, чем через другие агентства патентования России, по словам управляющего партнера фонда Starta Capital Людмилы Голубковой.

Сами пришли

Атаманов собрал единомышленников: любителей коптеров, авиации, программирования. На базе этой группы и было создано ОКБ «Грузовые дроны». В ней 12 человек из России, двое из США, один из Израиля, двое из Китая, один из Латвии, один с Украины. Некоторые работают удаленно. В штате восемь инженеров, программистов и конструкторов.

В 2015 г. Александр приехал в Techshop – сеть центров прототипирования в Кремниевой долине, которая поддерживается правительством. Там он познакомился с двумя инженерами, Дугласом Смитом и Джозефом Конном, которых увлекла идея воздушных мотоциклов. Они тоже вошли в команду. Технолог сам обратился к Атаманову – спросил, можно ли присоединиться к проекту. По аэродинамической части помогает ЦАГИ (по продувке, аэродинамике) и МАИ (по расчетам). Представители институтов догнали Атаманова в коридоре «Сколково», предложили испытать летающий мотоцикл в своей лаборатории.

Читать еще:  Как подобрать ресивер для компрессора

Дрон состоит из десятков узлов, начиная от пропеллеров, двигателей, контроллеров моторов, генератора, системы посадки, датчиков и кончая летным компьютером. Основная проблема разработчиков дронов – повысить грузоподъемность, пришлось разработать мощные двигатели и контроллеры для них. Запчасти делаются на фабриках в Китае. Проектирование заняло больше года, поиск поставщиков – полгода, с выбором помогли Смит и Конн. Так как в команде были люди, которые живут в Китае, найти фабрики оказалось несложно. У Soar, например, компания заказывает пропеллеры, у Vodno – аккумуляторы. Всего поставщиков семь.

Но изделие оказалось убыточным. Детали дорогие, минимальный заказ начинается от $1500. Себестоимость получается больше, чем заявленная цена в $53 000. Нужно было набрать 50 заказов, чтобы получить прибыль, говорит Атаманов.

Не хватило бензина

«У нас нет отдела маркетинга, холодных звонков, даже директора нет. Так долго продолжаться не может, но пока клиент сам бежит», – говорит Атаманов.

Когда Атаманов продемонстрировал прототип в «Сколково», он привлек внимание корпоративных заказчиков. Им нужны были беспилотные грузовые дроны. Грузовой дрон решает много проблем и гораздо дешевле вертолета. Не нужен ни экипаж, ни ангар для хранения. Грузовые беспилотные аппараты компании способны поднимать от 100 кг до 2,5 т и работают как по радиоканалу, так и автономно: по GPS-координатам могут пройти по заданному маршруту, забрать груз, сбросить груз автоматически.

Первым в начале лета пришел «Росатом». У него конкретная задача – ледовая разведка для атомных ледоколов «Атомфлот» в радиусе 150 км. Выпускать вертолет накладно и опасно в сложных погодных условиях. «Росатом» хочет поставить на дрон буи, камеры и сенсоры. Чтобы сделать модель, нужно восемь месяцев с учетом месяца испытаний в условиях Крайнего Севера на ледоколах «Росатома». Риск не мороз, а ветер 15 м/с, придется менять аэродинамическую форму, чтобы минимизировать влияние ветра на аппарат. Под требования «Росатома» «Грузовые дроны» сейчас делают гибридную версию, летающую и на электричестве, и на бензине, чтобы повысить продолжительность полета с 20 мин до часа и более. Для серьезного применения 20 мин недостаточно, к тому же электроаккумуляторы не выдержат минусовых температур, говорит вице-президент ГК «Росатом» по перспективной продукции Станислав Бырда. Он подтвердил интерес «Росатома» к разработке. Час хода атомного ледокола стоит дорого и дроны помогут сэкономить сотни миллионов рублей, говорит Бырда. Однако корпорация не приняла окончательного решения – сейчас обсуждаются варианты сотрудничества. По оценкам Бырды, после всех доработок и замены топливных элементов аппарат будет стоить уже не 3 млн руб., как обещает ОКБ «Грузовые дроны», а в разы дороже.

Тем временем применением беспилотных дронов для обработки полей инсектицидами заинтересовался ДОСААФ, говорит Атаманов. В малой авиации не хватает летчиков, пилоты стремятся работать в «Аэрофлоте», а летать на вертолете и поливать поля химией – изнурительная и вредная работа. По словам Атаманова, для ДОСААФ компания собирает беспилотную платформу грузоподъемностью 900 кг, которая бы обрабатывала 20 га за 10 мин. Представители ДОСААФ от комментариев отказались.

Заработать на любителях

Одной частной компании проект тяжелого дрона не потянуть, убежден Бырда. И в середине июня Атаманов обратился в Агентство стратегических инициатив (АСИ), в группу «Аэронет», занимающуюся беспилотными летательными аппаратами, за господдержкой. Рабочая группа рассмотрела множество проектов и конструкция «Грузовых дронов» понравилась, рассказал руководитель «Аэронета» Сергей Жуков. Но он говорит, что проект должен пройти еще несколько этапов обсуждения, экспертизу «Сколково» и РАН, а также оценку проектного офиса АСИ. По словам Жукова, на это понадобится 3–4 месяца.

Компания пока живет на средства Атаманова, который вложил в общей сложности $1 млн. Но сейчас в компанию вкладываются Starta Capital и два частных инвестора,. Денег дадут немного, но их хватит, чтобы доработать прототипы и показать модель в России и за рубежом. Голубкова подтвердила, что инвесторы закрывают сделку. Для Starta Capital это предпосевная инвестиция, которая составила около $100 000. По словам Голубковой, инвесторы рассчитывают на удвоение стоимости компании каждые 6–9 месяцев.Сейчас «Грузовым дронам» по 1,5 млн руб. в месяц приносит продажа маленьких дронов и комплектующих. Энтузиасты приобретают моторы с пропеллерами и аккумуляторы, чтобы поставить их на планер, мотодельтаплан или мотопараплан вместо тяжелых двигателей внутреннего сгорания. Набор для параплана стоит около $2500, цена комплекта может доходить до $13 000.

Атаманов надеется, что к 2021 г. в широкую продажу поступят летающие мотоциклы для частного покупателя. И что аппарат заинтересует байкеров, среди которых много обеспеченных людей.

Полиция Дубая пересядет на российские ховербайки/

Недавно разработанным прототипом летающего мотоцикла Scorpion-3 питербургского изобретателя и бизнесмена Александра Атаманова теперь всерьёз заинтересовалась полиция Дубая (ОАЭ).

Первая версия ховербайка Scorpion была представлена компанией Hover Surf, основателем которой является наш соотечественник Александр Атаманов, летом прошлого года. Тогда разработчики прототипа продемонстрировали вполне жизнеспособную концепцию пилотируемого летающего мотоцикла. Вместо колёс у ховербайка были установлены четыре приводных винта, что делало его похожим на гигантский квадрокоптер.

Позже была показана вторая версия летающего мотоцикла, которая получила название Scorpion-3. Модернизированный ховербайк оборудован двумя джойстиками ручного управления, а за высотой и скоростью полёта следит специальное программное обеспечение. Второй прототип стал более устойчивым и стабильным в управлении, хотя его пропеллеры по‑прежнему ничем не защищены и опасны для пилота.

Горячие штучки

Кому Россия продает летающие мотоциклы и суперкомпьютеры

Кадр: Hoversurf Official / YouTube

Распространенное мнение о том, что Россия сильна только в военных технологиях, верно лишь отчасти. Отечественные изобретатели, как показывает практика, способны продвигать на зарубежные рынки полезные ноу-хау. Другой вопрос, что это не всегда удается. «Лента.ру» собрала несколько интересных примеров, имеющих не безусловный, но вероятный потенциал.

Подняли наспех

В октябре в Объединенных Арабских Эмиратах протестировали первый российский летающий электромотоцикл. Аппарат опробовали полицейские Дубая. Гибрид квадрокоптера и мотоцикла оснащен четырьмя пропеллерами и аккумуляторной батареей, расположенной позади пилота. Байк позволяет подниматься на пятиметровую высоту и рассчитан на одного или двух пассажиров общим весом до 300 килограммов. Заряда аккумулятора хватит на шесть километров полета на скорости до 70 километров в час. Коптер может двигаться и как обычный мотоцикл, по земле. В этом случае на одной зарядке он протянет восемь часов, а максимальная скорость составит 200 километров в час. Машина имеет дистанционное управление, так что летающий мотоцикл можно вызвать на выручку в случае нештатной ситуации. Частное российское конструкторское бюро, разработавшее мотокоптер, уже подписало с властями Дубая пакет документов о сотрудничестве и получила предложение запустить серийную сборку. Использовать этот аппарат планируется в часы сильных пробок на дорогах, а также в чрезвычайных ситуациях.

В разработке летающего транспорта заинтересованы и госструктуры. Недавно концепт летающего авто продемонстрировал концерн «Калашников» (входит в «Ростех»). Пассажирский коптер, оснащенный по периметру восемью лопастями, может поднимать в воздух одного человека. Питание осуществляется от аккумулятора. Компания опубликовала видео пробного полета, но не раскрыла технические данные машины. Концепт летающего мотоцикла выглядит более адаптированным к серийному выпуску, чем отечественный аэромобиль. Будут ли они иметь коммерческий успех — неясно. Вместе с тем очевидно, что обе разработки еще предстоит обкатывать в реальных условиях.

Тема летающих транспортных средств оказалась столь популярна, что о движущемся по воздуху авто заговорил даже президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. «Мы могли бы рассматривать такого рода проект вместе с «Ростехом», но это случится не раньше, чем лет через 20», — сказал он в интервью Rambler News Service.

«Скайнет» на подходе

Российские и американские ученые создали самый мощный в мире квантовый компьютер. Летом 2017 года о нем рассказал публике профессор Гарвардского университета, сооснователь Российского квантового центра Михаил Лукин. Это достижение позволило группе Лукина опередить своих коллег-физиков по всему миру, которые уже несколько лет участвуют в неофициальной технологической гонке.

Квантовые компьютеры отличаются от обычных тем, что в них применяются так называемые кубиты — ячейки памяти, являющиеся одновременно вычислительными модулями, способные хранить спектр значений между нулем и единицей. В «классических» компьютерах применяется двоичная система исчисления: каждый бит содержит только одно значение. Квантовые вычислительные машины на несколько порядков превосходят самые современные суперкомпьютеры. Физикам Гарварда под руководством Лукина впервые удалось создать самый большой квантовый вычислитель из 51 кубита. Ближайшие конкуренты анонсировали лишь 22-кубитную машину.

Читать еще:  Какие наушники лучше купить

«Обычные» суперкомпьютеры Россия экспортирует не первый год. К примеру, компания «Т-платформы» поставляла их в США и Германию (один из суперкомпьютеров был продан вычислительному центру Юлиха). С одной стороны, эти поставки носят единичный характер, с другой — суперкомпьютер сам по себе штучный товар.

Между тем один из резидентов «Сколково» — компания HPC Hub — в конце прошлого года предложила рынку так называемый суперкомпьютер по требованию. Как сообщало издание CNews, услуга представляет собой облачный доступ к набору высокопроизводительных серверов, объединенных в единую вычислительную систему.

Фото: Ferrari / ZUMAPRESS.com / Globallookpress.com

Прокачали софт

В последние годы все увереннее отвоевывают долю на мировом рынке отечественные софтверные компании — разработчики программного обеспечения. По данным ассоциации «Руссофт» и Минкомсвязи, объем экспорта IT-услуг в 2016 году составил 7 миллиардов долларов, в 2015-м — 6,1 миллиарда, в 2014-м — 5,2 миллиарда. По итогам 2017 года он может прибавить еще 15 процентов.

По словам управляющего директора по международному продвижению торговли российского экспортного центра (РЭЦ) Михаила Мамонова, IT-экспорт растет за счет продуктов в области кибербезопасности, искусственного интеллекта (распознавание лиц, образов, текста), банковских приложений и за счет продажи услуг по заказной разработке и тестирования программного обеспечения.

«Основную долю зарубежного экспорта как по лицензиям на коробочное ПО, так и на заказную разработку по прежнему дают развитые страны — США и Евросоюз. Увеличивается доля стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива», — рассказал Мамонов. Ключевые перспективы, как полагают в РЭЦ, заключаются в наращивании доли экспорта готовых продуктов за счет комплексных интегрированных решений, покрывающих задачи целых отраслей экономики.

«Тяжеловесы» в небе

В России, как и во всем мире, активно развиваются беспилотные технологии. В этом смысле наша страна находится в русле мейнстрима — и на земле, и в воздухе. Но если управляемые компьютером автомобили пока остаются проектами отдаленного будущего, то за рынок беспилотных летательных аппаратов отечественные компании могут побороться уже сегодня.
К концу 2017 года должен пройти финальный этап испытаний беспилотника VRT30, экспериментальный образец которого «Вертолеты России» представили в июле на авиасалоне МАКС. На базе летательного аппарата планируется создать конвертоплан со взлетной массой до двух тонн. Машина может пойти в серию уже в следующем году.

Там же, на МАКС-2017, публике показали первый отечественный тяжелый беспилотник «Орион-Э» класса MALE — большой грузоподъемности и дальности полета. Машина способна нести оборудование весом до 200 килограммов, продолжительность его полета составляет 24 часа. Дрон можно использовать для различных задач, в том числе для картографирования, съемки местности, контроля за лесными пожарами, а также военно-стратегических задач (радиоразведка, вскрытие системы ПВО и другие).

В компании «Кронштадт», разработавшей тяжелый беспилотник, рассчитывают на успех аппарата за рубежом. Российской системе придется конкурировать прежде всего с американскими (Predator), израильскими (Heron) и китайскими беспилотными системами.

Фото: GSI Helmholtzzentrum / dpa / Globallookpress.com

Заграница нам поможет

Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС» продвигает на международном рынке отечественную навигационную систему. Сегодня в рамках проекта «Автонет» национальной технологической инициативы (НТИ) идет формирование международного дизайн-центра, где будут создаваться универсальные геопозиционные чипы для трех систем: американской GPS, китайской BeiDou и российской ГЛОНАСС. Кооперация заключена с китайскими разработчиками, ведутся переговоры с индийцами.

В основе каждого комплекта аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС лежит ОЕМ-модуль, основным элементом которого является специализированная микросхема, отвечающая за прием и обработку сигналов глобальных спутниковых навигационных систем. В настоящий момент отечественные дизайн-центры вчистую проигрывают борьбу иностранным конкурентам на национальном рынке. По словам куратора направления партнерства «ГЛОНАСС» Романа Малкина, с 2010-го по 2016 год доля отечественных навигационных приемников снизилась со 100 процентов почти до нуля (в прошлом году эта доля равнялась 4 процентам), при том что сам рынок навигационных приемников за это время вырос в 43 раза. Дальнейшее отставание России может стать катастрофическим: отечественные производители просто не смогут больше выпускать конкурентоспособные навигационные приемники.

Отечественный рынок навигационного оборудования существенно отстает от мирового, поясняют в «ГЛОНАСС», его масштабы недостаточны для органического роста отечественных компаний в конкурентной среде. Так, ведущие мировые гиганты типа Qualcomm, STMicroelectronics, Broadcom и MediaTek продают по 100 миллионов чипсетов в год каждая, а объем отечественного регулируемого рынка пока не превысил одного миллиона единиц в год.

В настоящее время все ведущие мировые производители навигационных приемников используют технологии ГЛОНАСС и GPS одновременно. Однако после ожидаемого в 2020 году развертывания европейской системы Galileo и третьей фазы развития китайской BeiDou интерес иностранных производителей, вероятно, сместится в сторону выпуска чипсетов с поддержкой стандартов GPS/Galileo/BeiDou. В этом случае российская ГЛОНАСС может оказаться за бортом мирового рынка. Так что отечественные компании кровно заинтересованы в сотрудничестве с китайцами. Разработанный вместе с КНР продукт будет ориентирован на страны БРИКС.

В 2020 году появятся летающие автомобили. Кто и зачем создает аэротакси в России

Назад в будущее!

— Уже в 2020 году на выставке Expo-2020 в Дубае будут представлены безопасные летающие машины и план их использования по всему миру. Тогда же начнутся тестовые перелеты, — говорит Илья Ханыков, бизнес-советник проекта McFly.Aero. — Эта отрасль находится на пересечении «умных» городов и технологий авиастроения.

Летающие машины были фантастикой во время выхода фильма «Назад в будущее». Это аж 1985 год. Режиссер Роберт Земекис представлял, что через много лет все автомобилисты будут перемещаться по воздуху.

Сейчас это уже не фантастика, а план, конкретное будущее, которое должно наступить в ближайшие годы. Даже в России. Все технологии ведут именно к этому.

Российский проект McFly.Aero (созвучно с именем героя «Назад в будущее» Марти Макфлаем) уже проектирует собственную модель — электрический летательный аппарат вертикального взлета и посадки, который готовится к перевозке пассажиров.

План глобальный: подготовить инфраструктуру и массово внедрить аэротакси в городах по всему миру. Участниками стартапа являются несколько разработчиков летательных аппаратов, в том числе — Bartini, директором и соучредителем которого является Илья Ханыков.

Концептов аэромобилей создано десятки

Более 30 компаний в мире активно разрабатывают решения для систем аэротакси. В их числе как крупные корпорации, например, Boeing и Airbus, так и стартапы.

Как и во многих других отраслях, современные технологии снижают порог входа разработчикам новых продуктов. Появились более быстрые и дешевые возможности для прототипирования летательных аппаратов, новые композитные материалы, источники питания, возросла вычислительная мощность полетных контроллеров.

Уже созданы десятки концептов и моделей аэротакси. Кто-то делает небольшие вертолеты, кто-то — большие квадрокоптеры и конвертопланы. Все используют распределенную электрическую тягу, которая лежит в основе этого нового технологического витка в воздушном транспорте.

— Человечество давно стремится к вертикальному взлету, посадке и перемещению по воздуху на небольшой высоте, — объясняет Илья Ханыков. — Разработки велись давно, но с использованием электрических двигателей процесс пошел быстрее. Да, существуют вертолёты, но это громоздко, дорого, шумно и небезопасно.

Модель Bartini — может стать «летающей Tesla»

Разработку российского аэротакси возглавляет Владимир Салатов, инженер с богатым авиационным прошлым. В 2015 году он решил собрать собственный летательный аппарат, нашел команду и начал разрабатывать прототип Bartini. Звучит по-итальянски элегантно, но назвали его в честь советского авиаконструктора Роберта Бартини, учителя Сергея Королева.

Год назад Bartini представили виртуальную модель летательного аппарата на Международном авиакосмическом салоне. Сейчас они собирают свой прототип на базе лаборатории МИСиС и проводят тестовые полеты.

Bartini внешне похож на дорогую Tesla, только без колес. Или на корабль инопланетян.

Электрический аппарат вертикального взлета и посадки, который в финальной версии должен преодолевать 150 км, достигать скорость в 300 километров в час. А аккумулятор должен будет держать зарядку не менее 30 минут.

Bartini активно занимается поиском инвесторов. Для запуска стартапа очень помогли в Сколково, лабораторию и оборудование для разработки предоставил МИСиС.

Сейчас задача — показать, что идея работает, и испытать все возможные технологии в поисках лучшей. Также проверить аэродинамику, прочность и системы управления.

Это модель — половина от будущей модели, то есть сейчас человек в нее не сядет, она используется только для экспериментов с двигателями, крыльями и турбинами.

Читать еще:  Обзор лучших производителей и моделей газонокосилок 2017 года

— Пока что мы собрали модель-демонстратор, — объясняет Владимир Салатов. — Чем больше будет создано моделей от разных компаний, тем лучше. Самолеты и автомобили появлялись точно так же — все предлагали свои разработки, и в итоге остались те, что наиболее оптимально обслуживали тот или иной сценарий использования. Судя по тому, как развиваются технологии, мир опробует аэротакси уже очень скоро, максимум через два года», — говорит Владимир.

Более того, человек уже летает на подобном аппарате — например, на Volocopter, Ehang Passenger Drone.

Изменить имя ради идеи

Идея McFly захватывает сотрудников. Николай Бежко, коммьюнити-менеджер, который занимается полезными связями и продвижением философии летающего транспорта, сменил имя. Теперь по паспорту он Ник Макфлай.

— У нас появляется аппарат, и мы решаем, где он будет летать. Сейчас мы ищем людей по всему миру, которым понравится наша идея, — говорит Ник. — Участником сообщества может стать любой человек, даже просто лайкая наши посты на Facebook.

McFly успешно использует технологию блокчейна. Основной инструмент — токен. Его можно получить за криптовалюту, либо за усилия ради общего блага — скорейшего появления городского аэротакси.

Токенами участники сообщества вознаграждают друг друга за полезные действия в любой точке мира. Кроме того, токен — это часть развивающейся технологии — он будет применяться для регистрации будущих полетов в системе и расчета за них.

— Один из самых активных участников нашего коммьюнити — эксперт по авиации из Индии, — рассказывает Ник Макфлай. — Он нашел информацию про нас в интернете и связался с нами. Его заинтересовала наша разработка, и он, как человек, имеющий большой опыт в авиации, знакомит нас с экспертами, помогает им выстроить бизнес на этом новом будущем рынке. Например, он свел нас с владельцем сервиса вертолетного такси, который делится секретами этого дела.

Аэротакси могут появиться в 4 странах

Возможность внедрения аэротакси обсуждается с представителями Индии, России, Мексики и Индонезии. Кто поддерживает идею в Москве — пока секрет.

— Идеальный участник нашего сообщества — эксперт по авиации, который понимает, что летающие машины — это не через 20 лет, а уже вот-вот. С ним можно обсуждать, как создавать и масштабировать городскую авиацию. Среди наших советников, например, — в прошлом главный архитектор Барселоны, а сейчас глава исследовательской архитектурной лаборатории, — объясняет Ник.

Что нужно сделать, чтобы в городах запустились аэротакси?

  • Договориться с городами;
  • Обустроить взлетные и посадочные площадки;
  • Организовать места для подзарядки аккумуляторов;
  • Найти пилотов;
  • Предложить пассажирам свои услуги за доступную стоимость.

Сначала это могут быть экскурсионные и развлекательные перелеты, затем — обычное средство передвижения по городу.

Разрешат ли аэротакси в городах?

Один из главных вопросов перед внедрением нового типа общественного транспорта — поправки в законодательства разных стран.

В США обсуждают вопросы высоты построек, допустимого уровня шума днем и ночью, другие требования, которые в итоге будут предъявлены аппаратам при их сертификации. Официально ее еще нет.

Пока стоит вопрос и о том, к какому именно типу летательного аппарата будет относиться аэротакси — к вертолетам, самолетам, квадрокоптерам. Или же будет придумано что-то новое.

McFly.Aero старается максимально ускорить процесс, разрабатывая систему массовой городской авиации, в которой пассажир смог бы выбирать из максимально широкого разнообразия летательных аппаратов.

— Мы хотим, чтобы наше сообщество было как можно более локально автономным. Люди на местах должны будут самостоятельно организовывать бизнес в конкретном городе, — поясняет Ник Макфлай. — Мы разрабатываем своего рода методичку, руководство организатора сообщества. Это поможет даже тем, у кого не было предпринимательского опыта.

ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ

Главное меню

Навигация по записям

Летающие мотоциклы в мире и в России

На Парижском авиасалоне английская компания Malloy Aeronautics и министерство обороны США показали свою последнюю разработку — летающий мотоцикл (ховербайк). Этот транспорт подозрительно что-то напоминает… Да это же ховербайк из «Звёздных войн»! Теперь на таких будут летать солдаты США. Malloy Aeronautics разрабатывает этот мотоцикл уже несколько лет и описывает его многочисленные преимущества перед обычным вертолётом. Во-первых, это безопасность: скрытые в корпусе винты не только никого не ранят при столкновении, но и не помещают летающему аппарату продолжить полёт.

Во-вторых, стоимость: он значительно дешевле в производстве и эксплуатации. Корпус бикоптера изготавливается из углеродного волокна с пенопластом. Возможно, в будущем можно приспособить конструкцию под квадрокоптер с четырьмя винтами.

Для проверки концепции авиаконструкторы построили работоспособную модель в масштабе 1:3. именно она изображена на фотографиях.

У полноразмерной версии будет повышенная устойчивость и манёвренность, и его можно будет отправить на автопилоте с пассажиром или без в заданную локацию. Таким образом, он способен доставлять грузы или пленных.

Подобный транспорт предлагается использовать в спасательных операциях, в силах быстрого реагирования, а также для перевозки грузов в труднодоступных местах. В принципе, это универсальный аппарат, у которого много применений в боевых или гуманитарных миссиях.

Сейчас разработчики планируют сделать полноразмерную версию аппарата и испытать её. Затем летающий мотоцикл проверят на соответствие военным требованиям.

Если Malloy Aeronautics останется независимой компанией, до ховербайки из «Звёздных войн» могут появиться и в коммерческой продаже.

Кстати, похожие аппараты Aero-X разрабатывает ещё и компания Aerofex из Лос-Анджелеса. Она обещает вывести их на рынок в 2017 году.

Российский Scorpion 1 может развивать скорость до 100 км/ч

Российская компания Hooversurf разработала летающий мотоцикл Scorpion 1. Как и большинство подобных зарубежных изделий, Scorpion 1 представляет собой большегрузный мультироторный коптер, способный нести человека.

— Мы всё делаем в России, хотя команда разработчиков у нас международная, — рассказал основатель Hooversurf Александр Атаманов. — Есть ребята из России, Латвии, Израиля, Украины и других стран. Мы предложили концепцию летающего мотоцикла скорее для привлечения внимания — на самом деле с точки зрения рыночных перспектив больше обещает рынок большегрузных беспилотников. Тем не менее мотоцикл мы готовы изготовить, если нам поступит заказ, но мы видим, что пока люди с известной осторожностью относятся к таким изделиям, очевидно, побаиваются.

С осторожностью к летающим мотоциклам люди относятся практически во всём мире: ролики с такими средствами передвижения регулярно взрывают интернет, но везде речь идет о прототипах — на рынок такие изделия пока не выходят.

Тем не менее на сайте Hooversurf указана цена для предзаказа Scorpion 1 — $34 тыс.

— Для безопасности полетов мы ограничили высоту полета дрона с человеком тремя метрами над поверхностью, — рассказал Александр Атаманов. — Двигатель мы сейчас используем на аккумуляторах, но в разработке и его гибридная версия, где используется углеводородное топливо. Запас хода на аккумуляторах — 20 минут. Скорость в теории может быть до 100 км/ч, но реально мы на испытаниях летаем пока гораздо медленнее. Потому что у нас пока изготовлен один мотоцикл и нам страшно его повредить. Когда будет десять — сможем уже погонять.

Первые прототипы летающих мотоциклов появились относительно недавно — в 2014 году. Осенью прошлого года на выставке Middle East Extreme Sports Expo была представлена первая «доведенная до ума» (то есть готовая, по словам разработчиков, к серийному выпуску) модель летающего мотоцикла — Flike Tricopter — разработка венгерских инженеров из компании Bay Zoltan Nonprofit. Машина оснащена тремя парами винтов, которые приводятся в движение электромоторами. Взлетная масса Flike Tricopter — 250 кг, летать он может со скоростью до 100 км/ч на высоте до 30 м. Заряда хватает на 40 минут передвижения. Объявленная стоимость такого мотоцикла — $200 тыс.

По мнению главного редактора журнала «Популярная механика» Александра Грека, рынок летающих мотоциклов пока не развивается из-за законодательных преград.

— Такие устройства нельзя купить и легально использовать частному лицу, так же как автомобиль или мотороллер, — пояснил Александр Грек. — Разве что летать над своим участком земли. О перспективах говорить тяжело, но в любом случае мне схема квадрокоптера кажется не самой надежной, так как при поломке одного из винтов случится авария с плохо предсказуемыми последствиями. Лучше, на мой взгляд, будут развиваться технологии создания малых самолетов, способных садиться на полосы длиной 30–50 м.

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector