Беспроводные технологии домашнего кинотеатра

19. Беспроводные домашние кинотеатры

Это статья является продолжением нашего обзора «Беспроводные активные колонки».
В отличии от беспроводных стереосистем, реализация многоканального беспроводного домашнего кинотеатра гораздо сложней. Связано это с рядом очевидных трудностей:
— множество многоканальных форматов, требуется мощный процессор и декодеры,
— множество интерфейсов, которые тяжело интегрировать в акустические системы,
— необходимо обеспечить абсолютную синхронность работы всех акустических систем.
По постановке задачи можно выделить два уровня беспроводности. Первый – кинотеатры с беспроводным подключением тыловых колонок (Surround). Второй – кинотеатры с беспроводным подключением всех колонок.
В большинстве случаев основная проблема любого классического домашнего кинотеатра – акустические провода. Даже на сравнительно небольшую гостиную комнату требуется примерно 25-30 метров акустического кабеля, который нужно куда-то спрятать. Не всегда пользователь задумывается о закладке кабелей на стадии ремонта квартиры по тем или иным причинам. Наибольшую проблему создают акустические кабели, подключаемые к тыловым Surround/Surround Back колонкам, которые необходимо прокладывать по всему периметру комнаты.
На приведенной структурной схеме мы приводим 3 основные группы беспроводных домашних кинотеатров.

Первые две группы решают самую главную задачу – организация беспроводного использования тыловых каналов Surround. Третья группа предлагает максимально беспроводную схему, в которой вообще не предусматривается акустических соединений.

Группа №1 «Домашние кинотеатры на базе саундбаров»
В основе домашних кинотеатров первой группы лежат сетевые саундбары с беспроводными сабвуферами. В качестве тыловых систем используются беспроводные компактные сателлиты из одноименных сетевых групп. Например, на схеме показан сетевой саундбар Heos Bar, беспроводный сетевой активный сабвуфер Heos SUB и тыловые колонки Heos 1HS2. Все колонки необходимо подключать к сети 220В. К саундбару подключаются источники аудио-видеосигнала. Обычно для этого используется HDMI интерфейс с возвратным аудио каналом ARC, позволяющий получать сигнал прямо с телевизора.
Основной недостаток подобных систем – довольно низкое качество воспроизведение аудио контента. Но среди прочих вариантов, это самые компактные кинотеатры.
Ниже на фото представлена аналогичная система на базе саундбара, активных сателлитов Yamaha MusicCast 20/50 и активного беспроводного сабвуфера Yamaha MusicCast SUB100:

Наиболее «музыкальные» беспроводные комплекты на базе саундбара, быспроводных тыловых колонок и беспроводного сабвуфера сегодня предлагает немецкая компания Canton:
Например, саундбар Canton Smart Soundbar 10 может быть дополнен тыловыми системами Smart Soundbox 3 и беспроводным сабвуфером Smart Sub 8.

Группа №2 «Домашние кинотеатры на базе АВ ресиверов»
Самый универсальный вариант домашнего кинотеатра с беспроводными тыловыми колонками. В основе его АВ ресивер с поддержкой функции подключения беспроводных тыловых колонок. На данный момент несколько производителей производят такие модели. Это сетевые АВ ресиверы Yamaha RX-V485, 585, 685, RX-A1080,2080,3080, и сетевой ресивер Heos AVR (производитель — фирма Denon). Фронтальные и центральные колонки подключаются обычным проводным способом. Ресивер оснащен расширенным набором интерфейсов и функций. Вы получаете высокое качество звука, прежде всего в стерео режиме, так как используется АВ ресивер высокого класса с аналоговым выходным каскадом усиления и фронтальные колонки класса Hi-Fi/High-End. В качестве тыловых колонок вы можете использовать специальные беспроводные сателлиты из одноименных семейств. Для ресиверов Yamaha – колонки Yamaha MusicCast 20,50 и беспроводный активный сабвуфер MusicCast SUB100:

В данной конфигурации вы можете использовать классический, более качественный проводной сабвуфер вместо беспроводного сабвуфера MusicCast SUB100, указанного на схеме. Беспроводные системы Surround могут удобно размещаться в любых местах, где есть доступ к розетке 220В.

Подобная схема на специализированном ресивере от фирмы Denon (модель Heos AVR) выглядит следующим образом (беспроводные элементы в черном испольнении):

Фронтальные и центральные колонки подключаются также классическим проводным способом. Допустимые сателлиты Heos 1HSII, 3HSII, 5HSII и беспроводный активный сабвуфер Heos SUB. Принципиальное отличие Heos AVR от ресиверов Yamaha группы MusicCast Wireless Surround состоит в том, что Heos AVR — специализированная модель, построенная на более эффективных, с точки зрения мощности, цифровых усилителях и выполненная в более компактном Slim корпусе. Ее существенный минус — только базовые современные интерфейсы, акцентированные на сетевое использование, и отсутствие ручек и кнопок управления (кроме громкости) на самом аппарате. Все управление происходит в основном с App приложения вашего смартфона. Ресивер Heos AVR максимально предлагает только формат 5.1.

При необходимости вы также можете использовать любой стандартный проводной активный сабвуфер и проводные колонки Surround.

Преимущество кинотеатров данной группы: высокое качество звука в стерео режиме, широкий и гибкий функционал. Недостатки: определенные (заданные) модели беспроводных тыловых колонок и активного сабвуфера. Все периферийные модели беспроводных активных сателлитов имеют довольно среднее качество и могут не полностью соответствовать техническому уровню фронтальных и центральных громкоговорителей.

Читать еще:  Инструкция по эксплуатации планшета «для чайников»

Группа №3 «Домашние кинотеатры, в которых все колонки беспроводные»
На сегодня эта группа представлена в основном в премиальном сегменте. Домашний кинотеатр, в котором полностью отсутствуют акустические кабели. Вот так это может выглядеть в реальной жизни:

Рассмотрим конкретный пример, изображенный на схеме, где используются системы немецкой фирмы Canton.
Canton Smart Vento 9 — фронтальные колонки,
Canton Smart Vento 3 – тыловые колонки,
Canton Smart SUB 8 – активный беспроводный сабвуфер,
Canton Smart Connect 5.1 – предварительный многоканальный усилитель-стример.

Схема работает в многоканальном формате 4.1. Звук центрального канала равномерно распределяется на фронтальную пару и создается полная иллюзия присутствия центрального громкоговорителя. В процессе настройки такой системы один из элементов может быть назначен как управляющий элемент Master. На схеме это многоканальный стример Canton Smart Connect 5.1, но в роли Master элемента может выступать и любая другая колонка (фронт левый или правый, или даже одна из тыловых колонок surround). В элементе или колонке Master находятся все необходимые интерфейсы. В случае блока Smart Connect 5.1 — это HDMI и другие цифровые входы, в случае колонки – оптический или коаксиальный цифровые входы. Далее через специальное меню вы задаете остальную беспроводную конфигурацию из подчиненных (Slave) колонок. Все они могут работать в беспроводном режиме, а также и в проводном. Для этого факультативно предусмотрена возможность их последовательного соединения коаксиальным кабелем. Бытовая беспроводная связь подвержена воздействию внешних радио факторов, поэтому в определенных условиях наличие дополнительного проводного варианта бывает необходимым.
Все колонки подключаются к сети 220В.
Плюсы беспроводной системы Canton Smart Vento:
— Все колонки премиального класса. Высокое качество исполнения. Сделано в Германии.
— Встроенные цифровые усилители. Мощность до 600 Вт, точная настройка.
— Мощный современный процессор и декодеры Dolby Digital и DTS. Bluetooth AptX.
— Высокое качество воспроизведения стерео контента. Есть аудиофильные интерфейсы XLR, USB-B.
Недостатки:
— Стандартные конфигурации 4.0, 4.1, 5.1, нет возможности увеличить число каналов, нет новых объектно-ориентированных форматов, таких как Dolby Atmos, DTS:X.
— Нет автоматической системы настройки и высокотехнологичной коррекции звука под особенности помещения.
— Поддержка аудиофайлов с разрешением до 96кГц/24 бит.

Более подробно смотрите в нашем детальном обзоре акустических систем Canton Smart.

Домашние кинотеатры без проводов

Не секрет, что выпущенные “на волю” провода, которые до того тихо-мирно лежали в своих пакетиках, имеют обыкновение постоянно перепутываться, цепляться за ноги своего владельца, а также его родственников и только после принудительного многократного разматывания нехотя отправляются на свои места.

Наибольшего внимания обычно требует укладка кабелей для подключения тыловых акустических систем – как правило, такие провода (самые длинные во всем наборе!) тянутся от многоканального усилителя практически через всю комнату. И для того чтобы суметь разместить их в помещении без капитального ремонта, “долбежки” стен и снятия паркета, надо очень сильно постараться.

Дабы решить подобные проблемы, было придумано великое множество ухищрений, например подключение акустических систем одним-единственным шнуром, по очереди обходящим все колонки. Естественно, с точки зрения потребителя один длинный провод был удобнее множества тянущихся в разные стороны от ресивера “щупалец”, в которых, не ровен час, мог запутаться либо сам пользователь, либо кто-то из его семьи. Однако при этом приходилось расплачиваться тем, что из-за длины шнура росло число наводок на него, а также настройка величины задержки тыловых акустических систем по отношению к фронту становилась менее “прозрачной”. С течением времени появились плоские, а затем и “ленточные” провода для подключения акустики. Шнуры в виде лент, естественно, оказались менее подвержены скручиванию – это облегчало работу по их укладке и, что более важно, позволяло разместить в квартире без особых усилий – например, проложив под ковром, где они меньше мешались. Кстати, и качество звука они обеспечивали более высокое – за счет большой площади сечения. Но, увы, плоские шнуры оказались дорогими в производстве и, как следствие, значительно выше обычных по цене.

Впрочем, все это на самом деле было лишь “вариациями на заданную тему”. На существующей технической базе проблема “освобождения от проводов” не могла быть решена в корне. Революция произошла лишь после того, как на рынке появились беспроводные системы.

Немного истории
Было бы неверным считать, что беспроводные технологии передачи звука возникли внезапно, на пустом месте. К примеру, в области профессионального звукового оборудования они используются вот уже полтора-два десятка лет – это беспроводные вокальные радиосистемы (в простонародье радиомикрофоны), а также беспроводные решения подключения инструментов, в основном – электрогитар. Так как во время концерта на сцене обычно используется несколько микрофонов и гитар, производителям оборудования в обязательном порядке приходилось решать проблему взаимодействия друг с другом многочисленных систем – двух гитарных, трех микрофонных и так далее. Многолетний опыт разработок в данной области, осуществленных такими грандами, как AKG, Sennheiser и Nady, по всем законам рынка должен был постепенно реализовываться в бытовой сфере. Так и случилось. В результате появился новый класс бытовой аудиоаппаратуры – беспроводные наушники. Основу их конструкции составлял передатчик, работающий на определенной для него опорной частоте. Отведенный ему частотный диапазон разбивался на несколько узких полос, переключение между которыми передатчик осуществлял автоматически – в зависимости от уровня помех на данной полосе. Приемник, размещенный в самих наушниках, питался от пары батареек либо от аккумулятора, там же находился усилитель с регулятором громкости. Мощность передатчика позволяла системе работать в пределах ста метров, “пробивая” на своем пути практически любые препятствия типа бетонных стен и перекрытий.

Читать еще:  Виды и параметры соковыжималок для овощей и фруктов

Одним из немногих факторов, сдерживающих массовое внедрение беспроводных систем, была их высокая цена, а также частичная либо полная несовместимость с другим радиочастотным оборудованием. Например, серия беспроводных наушников Hearo компании AKG работает на частоте 864 мегагерца, что делает проблематичным их распространение во многих странах, где данные частоты уже используются рациями или сотовыми телефонами. Но удобство беспроводных технологий было высоко оценено потребителями, и модели выполненных на их основе наушников уверенно заняли свою нишу на рынке дорогой и высококачественной аудиоаппаратуры.

По подобному принципу были сконструированы и первые беспроводные акустические системы для работы в составе домашнего кинотеатра. Их образцы появились на рынке достаточно давно, с десяток лет назад, и имели малопривлекательные потребительские свойства. Домашний кинотеатр сам по себе стоил, мягко говоря, немало, и для более-менее приемлемой цены и возможности использования во многих странах сильно упрощенная передающая система работала в радиочастотном диапазоне. Следствием этого были постоянно попадавшиеся наводки – в тыловых каналах время от времени могло играть радио, а в некоторых случаях “влезали” разговоры по радиотелефону или рации. Успевшие попасть на рынок первые экспериментальные модели домашних кинотеатров с беспроводной акустикой так и остались экзотикой, оказавшись в домах лишь нескольких убежденных энтузиастов домашнего видео.

За и против
Второй шанс утвердиться на рынке у беспроводных домашних кинотеатров появился с массовым распространением технологий беспроводного доступа в компьютерной сфере. После победного шествия новой разработки Bluetooth (“Синий зуб” – весьма оригинальное название для компьютерной технологии), за несколько лет проникшей практически во все портативные цифровые устройства, включая сотовые телефоны, карманные/портативные компьютеры и даже игровые приставки, на нее резонно обратили внимание производители бытового аудио. Концепция была столь удачна, что какой-либо серьезной перестройки не потребовалось. Основу современной беспроводной системы составил передатчик с частотой в 2,4 гигагерца и цифровым кодированием сигнала. Приведем схему, по которой работает домашний кинотеатр с беспроводным подключением акустических систем. После поступления цифрового звукового потока с источника (DVD-диска) в ресивер поток декодируется, разделяется на каналы, а дальше разветвляется. Одна часть каналов отправляется непосредственно на усилитель и поступает на колонки традиционным способом – обычно это каналы фронтальных и центральной акустических систем, для подключения которых не требуются километры проводов, а необходимая пара-тройка шнуров лежит там, где они никому не мешают. Другая же часть снова кодируется для обеспечения компактности и контроля за целостностью сигнала, отправляется на беспроводной передатчик и “по воздуху” достигает своей цели – приемника в активных колонках (обычно это каналы тыловых сателлитов), где они декодируются, усиливаются и воспроизводятся. Помимо самого сигнала, в тыловые колонки передаются и управляющие команды – величина установленной задержки для создания более реального пространственного эффекта, а также громкость звука, которая может выставляться в том числе и с помощью пульта ДУ ресивера.

Увы, и эта, без сомнения, прогрессивная система оказалась не лишенной недостатков. Самым главным из них стало качество звука – более низкое, чем у аналогичных классических систем с использованием проводов. Основная проблема здесь лежит в небольшой ширине канала, по которому передается полезная информация, а также в невозможности его увеличения до желаемых границ – главным образом из-за жесткой регламентированности стандарта, по спецификациям которого не предусмотрено изменение используемых частот в широком спектре. Стандарт Bluetooth разрабатывался для коммуникации мобильных устройств, и основной упор в нем делался на низкое энергопотребление Bluetooth-устройств и простоту организации канала, предельная пропускная способность которого была установлена слишком низко. Это может оказаться весьма недальновидным и для стандарта в целом, поскольку с современными темпами развития мобильных устройств их потенциал по “перемалыванию” информации в самом ближайшем будущем будет многократно превосходить возможности по ее приему и передаче, что, скорее всего, приведет к необходимости обновить и сам стандарт. Но это уже задача ближайшего будущего, а сейчас нам остается только высказывать предположения. Помехозащищенность протокола также оказалась низкой, скорее всего, по причине общей информационной “зашумленности” окружающего нас пространства, которое с трудом пробивает маломощный Bluetooth-передатчик, сконструированный для работы на минимальное расстояние в считанные сантиметры. Вот почему более прогрессивным считается использование в беспроводных системах уже хорошо зарекомендовавшего себя в компьютерной индустрии протокола Wi-Fi. Еще одним вариантом является применение “фирменных” технологий передачи в диапазоне 2,4 ГГц.

Читать еще:  Особенности выбора и установки тепловой пушки в гараж

И снова провода…
Кстати, также оказалось неверным мнение, что беспроводная акустика в корне решает проблему тянущегося к акустической системе шнура, и колонки можно будет размещать где угодно – даже носить по комнате во время просмотра фильма. Естественно, что для работы с многоканальным усилителем посредством радиочастотного канала тыловые сателлиты должны быть не пассивной, а активной конструкции и совмещать в себе приемник, усилитель, динамик и, естественно, блок питания всего комплекса. Хотя поначалу на рынке и появилось несколько наборов акустики для домашнего кинотеатра с питанием тыловых сателлитов от аккумуляторных батарей, эти модели не прижились. Причина была очевидна и естественна – слишком малое время работы. Сейчас средняя продолжительность фильма составляет около двух часов, и все это время тыловые акустические системы должны выдавать мощность минимум в 20 ватт. Сравните это с потребляемой мощностью беспроводных наушников в тысячные и сотые доли ватт, и вы поймете, почему невозможно было легко и просто превратить одно в другое. Полного заряда аккумуляторов тыловым колонкам еле-еле хватало на один сеанс, после чего требовалась многочасовая зарядка. Конечно, это было совершенно неприемлемо для массового потребителя. Поэтому в настоящий момент подавляющее большинство беспроводных акустических систем все-таки имеют провод – провод питания, хотя это и нарушает саму концепцию. Увы, и на этот раз полная свобода оказалась чем-то эфемерным и на практике недостижимым.
Еще одной проблемой, свойственной беспроводным колонкам, является то, что они должны быть активными, то есть иметь внутри себя усилитель. Естественно, это обстоятельство накладывает жесткие ограничения по габаритам и теплоотделению усилителя, которые трудно совместить с очень высоким качеством. Хотя современные технологии цифрового однобитного усиления звука позволяют решить эту проблему, но они пока что так и не нашли применения в серийно выпускаемых моделях.

Удачным компромиссом может быть использование беспроводных решений только в тыловых колонках, где, с одной стороны, наиболее остро стоит проблема прокладки проводов, а с другой – не столь строгие требования к качеству звука.

Перспективы развития
Однако большая свобода в выборе места под домашний кинотеатр все-таки является слишком лакомым куском, чтобы игнорировать беспроводную концепцию. Насколько бы ни были хуже технические параметры таких моделей, всегда найдутся люди, готовые пожертвовать некоторой долей качества ради возможности строить систему сообразно своему желанию, игнорируя технические или бытовые ограничения. Сейчас в магазинах представлено несколько вариантов комплектов домашнего кинотеатра с беспроводной акустикой, например, есть большой выбор моделей от LG, Samsung. И даже такие традиционные законодатели моды в сфере домашнего кинотеатра, как Sony, Panasonic и Pioneer посчитали необходимым “отметиться” в данной нише рынка, выпустив по несколько подобных систем. Среди решений, имеющихся на российском рынке, можно отметить домашние кинотеатры LG LH-SW5100W, LG DA-W6100, Samsung HT-DB390, Philips LX3750W, Sony DAV-DS1000.

К сожалению, спираль развития беспроводных технологий в бытовой технике еще недостаточно “раскрутилась”. Широкомасштабного их внедрения нам следует ожидать только через несколько лет, когда стандарты будут окончательно доработаны и в них более не останется “узких мест”. Поэтому на данном этапе развития мы вправе ожидать лишь интересных, но весьма компромиссных решений, которые, надеемся, придутся кому-то по вкусу. Но, как известно, в нашем несущемся вперед с безумной скоростью мире ничто не развивается так быстро, как технологии. Так что, быть может, уже через год будем удивляться, как же раньше мы вообще могли пользоваться какими-то проводами!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector