Как отремонтировать бытовой вентилятор

Ремонт бытового вентилятора: обзор поломок и способы устранения

Ремонтируем вытяжной вентилятор

Несмотря на своё простое устройство и отсутствие каких-либо внешних негативных факторов бытовые вентиляторы ломаются. Даже вытяжной вентилятор может выйти из строя в течение года. И это несмотря на то, что кроме крыльчатки с электромотором в нём есть ещё только один выключатель. Казалось бы – ломаться нечему. Но всё зависит от загрузки вытяжного вентилятора.

Вероятно современные производители этого электрооборудования, понимая его потенциальную долговечность, решили себе помочь: увеличением количества проданных вентиляторов, покупаемых взамен сломавшихся. А чтобы поломка состоялась и случилась в не столь отдалённом от даты покупки будущем, в электромотор устанавливается маленькая деталь – температурный предохранитель. И примерно в течение года при достаточно продолжительной работе эта деталь перегорает, и электромотор перестаёт вращаться.

После этого по задумке производителя владелец вентилятора пойдёт в магазин за новым. Но можно вместо этого своими руками отремонтировать электромотор и сэкономить. Для этого потребуется разобрать корпус и вынуть из него движок. Разборку надо выполнять аккуратно с учётом конструктивных особенностей. А они бывают такими, что некоторые детали могут быть приклеены. И чтобы не сломать их потребуется разделять по склеенному шву лезвием ножа.

Предохранитель расположен в движке. Это совсем небольшая деталь, к которой присоединены два провода.

Назначение предохранителя – при перегреве электродвигателя разорвать цепь и отключить его. Но почему «перегрев» и разрыв электрической цепи происходит при температурах не опасных для материалов, из которых изготовлен движок – не ясно. На корпусе детали указывается температура 125 градусов по Цельсию. Вентиляторные движки времён СССР такую деталь не содержали и некоторые из них до сих пор исправно крутят крыльчатки. Поэтому можно исключить этот предохранитель из электрической схемы, так сказать, «основываясь на опыте предшествующих поколений».

Извлекаем неисправную деталь:

Чтобы упростить ремонт, на имеющихся контактах припаиваем перемычку из тонкого медного провода. Затем изолируем полученный шунт изоляционной лентой.

Проверяем результат работы. Соблюдая меры безопасности, при отключенном напряжении присоединяем движок к розетке. После этого подаём напряжение и убеждаемся в том, что вал вращается. Смазываем подшипники вала. Собираем вентилятор и продолжаем пользоваться им. Не забываем, раз в год чистить его от пыли, грязи, и смазывать подшипники.

Ремонтируем напольные и настольные варианты

Напольные и настольные вентиляторы более сложно устроены. Обороты крыльчатки в них регулируются, а воздушный поток либо перемещается по горизонтали из стороны в сторону с установленным отклонением от вертикали, либо фиксируется в одном направлении. Конструкция настольного вентилятора показана ниже на изображении:

Возможны такие неисправности:

  • проблемы с вращением крыльчатки;
  • неисправность редуктора;
  • плохая работа регулятора положения электродвигателя.

Для ремонта с целью устранения перечисленных неполадок потребуется разобрать напольный вентилятор так, как показано далее.

Настольный вариант разбирается аналогично. Проблема с вращением крыльчатки, особенно при небольших оборотах, когда слишком медленное вращение хорошо видно, обычно вызвано недостаточной смазкой подшипников. Их необходимо осмотреть и при сильном загрязнении смесью пыли со старой смазкой почистить. Для прочистки подшипников потребуется разобрать движок, и извлечь ротор.

После этого втулки подшипников скольжения доступны для качественной очистки ватным тампоном увлажнённым спиртом или бензином. Очищенный движок собирается, а подшипники смазываются. Оптимальной будет жидкая смазка на основе силикона.

Отсутствие вращения или неправильное вращение крыльчатки может быть вызвано неисправностями в регуляторе оборотов, выполненном на печатной плате. На ней расположен плавкий предохранитель, который мог сгореть и поэтому вентилятор не работает и крыльчатка не крутится. Предохранитель проверяется, и при необходимости заменяется новым. Если предохранитель исправен неработоспособность вентилятора, скорее всего, вызвана неисправностью микросхемы регулятора оборотов или переключателей.

В таком случае потребуется замена платы новой. Если есть большая потребность в вентиляторе из-за жаркой погоды, на время поиска и приобретения новой детали можно включить одну из его обмоток напрямую минуя регулятор оборотов. Выполнять поиск подходящей обмотки, которых обычно бывает три, следует тестером с последующим подключением к сети и проверкой оборотов движка. Концы не используемых обмоток и соединения с сетевым проводом надо надёжно изолировать надеванием ПВХ трубок с изоляционной лентой.

Неисправность редуктора обычно происходит из-за износа пластмассовых шестерен. В них стираются зубцы, и мотор с крыльчаткой не поворачивается, как следует из стороны в сторону. Замена шестерён в редукторе почти невыполнимая задача, поскольку в продаже их нет. Поэтому продолжать пользоваться вентилятором с изношенной шестернёй придётся без функции поворота.

Регулятор положения двигателя с крыльчаткой, которым устанавливается отклонение по вертикали, выполнен как зажим. Обычно это винт с гайкой. На винте крепится барашек, а гайка запрессовывается в корпус. Из-за износа происходит проворачивание барашка и не получается затянуть винт с гайкой с необходимым усилием чтобы надёжно зафиксировать положение электромотора. В этом случае надо заменить винт с барашком на болт аналогичного диаметра и длины. Болт можно легко затянуть ключом или плоскогубцами.

Чтобы вентилятор прослужил дольше надо в начале лета проводить его осмотр, чистку и смазку. Смазывать подшипники надо только жидкой смазкой. Густую смазку хорошо использовать для шестерен редуктора. Ухоженное оборудование порадует своих владельцев желанным ветерком в жаркое время.

Ремонт вентилятора своими руками: технология, устройство и отзывы

Как правило, вентиляторы используются продолжительное время без перерывов. Вследствие этого возникают определенные проблемы. Поломки могут быть малыми или большими. В данном случае необходимо знать, как сделать первичный осмотр. После этого можно будет думать о том, как сделать ремонт вентилятора. Однако в первую очередь нужно ознакомиться с устройством обычной напольной модели.

Читать еще:  Что такое канальный кондиционер и как он работает

Устройство вентилятора

Непосредственно процесс охлаждения осуществляется благодаря вращению лопастей. Крепятся они на специальном вале. В данном случае он приводится в движение с помощью мотора. Используются электродвигатели различной мощности, однако по конструкции они являются довольно схожими. В свою очередь, блоки управления сильно отличаются.

Для запуска электродвигателей используются статоры. Вал вентилятора располагается на кривошипах. Фланцы у моделей служат опорой для контактных колодок. Дополнительно в некоторых вентиляторах имеется такой элемент, как редуктор. Иногда он устанавливается с прижимной планкой для фиксации.

Ремонт мотора

Мотор в устройстве часто ломается из-за перегревов. Ремонт вентилятора радиатора в данном случае необходимо начинать с первичного осмотра модели. Для этого потребуется отсоединить крышку, которая удерживает колпачок. Далее следует снять защитную решетку. После этого необходимо открутить фланец. В некоторых моделях это делать необязательно.

В данной ситуации многое зависит от конструкции вентилятора. Фиксируется электродвигатель в корпусе чаще всего на четыре болтах. После отсоединения мотора нужно осмотреть его контакты. Если на них видны потемнения, значит, проблема однозначно заключается в нем. Чтобы решить данную задачу, придется приобрести новый электродвигатель и установить его на место.

Проблемы с конденсатором

Конденсаторы в устройствах чаще всего ломаются из-за резких скачков напряжения в сети. Ремонт вентилятора охлаждения в этой ситуации нужно стандартно начинать с откручивания крышки. Мотор устройства придется отсоединять в первую очередь. Находится конденсатор во многих вентиляторах за центральным фланцем. Для того чтобы добраться до него, потребуется раскрутить полностью блок питания.

В некоторых случаях будет мешать еще кривошип. В этой ситуации сначала снимается фланец. Работоспособность конденсатора проверить можно только при помощи тестера. В данном случае оценивается сопротивления на проводниках. Если значение на приборе превышает 50 Ом, значит, конденсатор придется заменить.

Проверка обмотки статора

Проблемы с обмоткой статора считаются очень серьезными. Ремонт вентилятора отопителя в этой ситуации придется начинать с осмотра непосредственно двигателя. При перегорании статора конденсатор также может выйти из строя. Если контакты электродвигателя не перегоревшие, значит, он цел.

Следующим шагом проверяется непосредственно конденсатор при помощи тестера. Когда статор неисправен, во время работы он сильно дымит. Также следует учитывать, что указанный элемент может быстро нагреваться. В любом случае его придется полностью менять. Для этого необходимо приобрести аналогичный товар в магазине.

Ремонт блока управления

Блоки управления в вентиляторах устанавливаются самые различные. Чаще всего в них ломаются червячные передачи. В таком случае ремонт блока вентиляторов следует начинать со снятия контактной колодки. Трогать электромотор при этом нет необходимости. Находится блок управления чаще всего под центральным фланцем. В некоторых случаях путь к нему перегораживает подкладка, которую можно снять. Далее, чтобы сделать ремонт блока управления вентилятором, потребуется полностью скрутить вал при помощи отвертки.

Следующим шагом можно будет сразу снять блок. Чтобы осмотреть червячную передачу, придется скрутить заднюю крышку. Далее можно будет увидеть под ней вал контакта. Проверяется он при помощи тестера. Параметр сопротивления не должен превышать 50 Ом. В противном случае блок управления ремонту не подлежит.

Замена ротора

Ротор ломается в вентиляторах довольно редко. Одной из причин этого может быть перегрев электромотора. В такой ситуации ремонт напольного вентилятора следует начинать с отсоединения крышки. Располагается ротор, как правило, на специальной прокладке. Иногда он может находиться за валом. В любом случае придется снимать электродвигатель при помощи отвертки.

Далее следует осмотреть провод, который идет от ротора. Если пайка в порядке, значит, его следует аккуратно отсоединить. Крепится он обычно на двух винтах. Чтобы заменить ротор, необходимо приобрести аналогичный товар. Прокладку в данном случае можно использовать старую. При закреплении электромотора следует убедиться в том, что он не соприкасается с ротором.

Ремонт диффузора

Диффузор является неотъемлемой частью блока управления. Ломается он обычно из-за того, что скручивается регулятор. В данном случае ремонт вентилятора следует начинать со снятия верней крышки. Электромотор трогать при этом нет необходимости. Однако для удобства центральный фланец легче всего сразу отсоединить. В противном случае блок управления на прежнее место будет проблематично установить. После отсоединения регулятора следует извлечь непосредственно блок управления.

Диффузор на нем располагается с задней стороны. В некоторых случаях он крепится на специальный фиксатор. Для того чтобы его достать, нужно просто поддеть основание элемента ножом или отверткой. После этого его можно осмотреть. Меняют отдельно диффузор очень редко. В магазинах он, как правило, продается вместе с блоком управления.

Проблемы с лопастями

Лопасти у вентилятора изготовлены всегда из пластика. Если посторонний предмет во время работы устройства попадает за сетку, то их можно легко повредить. В данном случае ремонт вентилятора своими руками производится очень просто. Заднюю крышку устройства снимать нет необходимости. В первую очередь следует осмотреть непосредственно зажим защитной сетки. В основном она удерживается пластиковым колпачком. Скрутить ее довольно просто руками. После этого появится возможность снять защитную сетку.

Следующим шагом придется отсоединить подкладку, которая удерживает лопасти. Сделать это также можно без использования специального инструмента. При серьезной деформации лопастей их проще заменить. Если говорить о малом трении детали об решетку, то все можно попробовать исправить вручную. В этом плане пластик иногда поддается, и лопасть можно установить на прежнее место без проблем.

Неисправности с фланцем

Фланцы, как правило, в вентиляторах устанавливаются пластиковые. Если устройство падает, то они могут легко поломаться. В данном случае ремонт вентилятора придется начинать с откручивания задней крышки. Если рассматривать простые модели, то фланцы у них, как правило, располагаются возле электромотора. Однако есть модификации, где они находятся у самого вала. В первом случае блок управления снимать нет потребности. Однако придется скрутить в первую очередь кривошип.

Читать еще:  Как поменять подшипники на стиральной машине Индезит

Далее снимается червячная передача. После этого потребуется отсоединить переключатель. Фланец крепится в основном на панели при помощи винтов. Если он сильно деформирован, то его проще всего поддеть отверткой. Однако если повреждения несерьезные, то его можно легко скрутить. Если говорить про модели, где фланец установлен возле блока управления, то там следует поступать иначе.

В первую очередь в вентиляторе высвобождается прижимная планка. Далее скручивается непосредственно блок управления. Следующим шагом нужно снять прокладку, которая находится рядом с ротором. Крепиться фланец в данном случае должен на двух винтах. Чтобы заменить его, потребуется в сервисном центре заказать аналогичную деталь.

Вылет кривошипа

Вылет кривошипа, как правило, сопровождается проблемами с валом. В этой ситуации ремонт вентилятора нужно начинать со снятия крышки. Далее потребуется заняться статором, который находится рядом с электромотором. Иногда он может фиксироваться на специальной платформе. В любом случае нужно скрутить гайки ключом. Далее будет виднеться в вентиляторе непосредственно вал, под которым располагается кривошип.

Если он деформирован, значит, его нужно в первую очередь снять. Делаются кривошипы в основном из нержавейки. Выпрямить их человек способен самостоятельно. Однако данная деталь по размерам очень мала, и в данной ситуации легче воспользоваться тисками. Если эту проблему не удалось решить самостоятельно, значит, придется обращаться в сервисный центр.

Поломка переключателя скорости

Поломка переключателя скорости часто сопровождается повышенной шумливостью устройства. В этой ситуации ремонт следует начинать с осмотра регулятора. Располагается данный элемент возле блока управления. Для того чтобы до него добраться, нужно просто скрутить заднюю защитную крышку.

После этого появится возможность снять контактную колодку, которая перегораживает блок управления. Прижимную планку в этой ситуации можно не трогать. Однако в зависимости от конструктивных особенностей модели план ремонта может немного меняться. После снятия блока управления осматривается непосредственно регулятор.

Бывает, что проблема заключается в отсоединении проводника. В таком случае задачу можно решить с помощью паяльной лампы. Однако переключатель скорости также может сгореть, и тогда его придется заменить. Заказать указанный компонент вентилятора можно через сервисный центр. Также всегда есть возможность обратиться за помощью в мастерские.

Согласно отзывам, перед тем как снимать провода с обмоток, очень важно нанести на них маркировку, чтобы при подключении не перепутать. Можно перед началом разборки сделать фотографии. Они помогут в случае возникновения вопросов при сборке.

Отзывы не рекомендуют заниматься ремонтом, если оборвана или выгорела обмотка статора. Целесообразнее приобрести новый вентилятор.

Владельцы советуют своевременно очищать прибор от грязи и смазывать подшипники и редуктор. Это продлит срок службы электродвигателя.

Ремонт вентилятора своими руками

Вентилятором называется устройство, создающее поток воздуха для охлаждения или его циркуляцию для устранения неприятных запахов или удаления вредных веществ. Вентиляторы в быту применяются в качестве:

  • настольных или напольных приборов для создания комфортных условий в жаркое время;
  • вытяжных устройств на кухнях, ванных и санузлах;
  • в компьютерной технике для охлаждения силовых узлов: блока питания, процессора, жестких дисков, а также для вентиляции корпуса;
  • в сварочных инверторах для охлаждения силовых электронных компонентов.

Вентиляторы выходят из строя, но не во всех случаях нужно торопиться с походом в специализированную мастерскую. Стоимость ремонта некоторых изделий иногда соизмерима с затратами на покупку новых. Поэтому целесообразнее попробовать их отремонтировать своими руками.

Ремонт вентилятора своими руками

Признаками неисправности механической части вентилятора являются:

  • посторонние шумы при работе;
  • снижение скорости вращения, при этом вращение вала выключенного прибора рукой происходит с усилием;
  • полная остановка, при которой вращение вала вентилятора рукой невозможно или требует значительных усилий.

К электрическим неисправностям относятся:

  • срабатывание защитных устройств (автоматических выключателей) при включении вентилятора;
  • запахи горелой или перегретой изоляции при работе;
  • снижение скорости вращения при свободном вращении вала выключенного прибора;
  • перебои в работе при изменении режимов.

Несвоевременно устраненные механические неисправности прогрессируют в развитии и приводят к возникновению электротехнических проблем. Длительная работа вентилятора с заклиниванием на валу приводит к перегреву и выходу из строя обмоток электродвигателя. Разболтанный подшипник позволяет валу двигателя совершать перемещения в радиальном направлении, которые приводят к повреждению обмоток статора.

Поэтому при обнаружении признаков неисправности нужно незамедлительно заняться ее устранением.

Устройство настольного вентилятора

Устранение механических неисправностей

Бытовые вентиляторы не имеют в своем составе подшипников качения или им подобных, которые заменяются в случае выхода из строя. В них устанавливают подшипники скольжения, вал вращается во втулках из бронзы. Они навсегда запрессованы в корпус. Но, даже если их оттуда вынуть, то заменить будет нечем. Во поэтому нужно своевременно смазывать такие подшипники. Стоит им некоторое время поработать «на сухую», и зазор между валом и подшипником увеличится. Это приведет к осевому биению вала, в результате – посторонний шум, снижение оборотов и увеличение скорости износа подшипника. Особенно это фатально для компьютерных кулеров.

Для смазки используется машинное масло, но лучше применять веретенное. Если в доме есть швейная машинка, то масло для ее смазки – лучший вариант для подшипников вентиляторов. Для смазки вентилятор нужно разобрать, чтобы добраться до подшипников. У кулеров и некоторых вытяжных вентиляторов достаточно отклеить защитную пленку с одной из сторон.

Смазка подшипников вентилятора

Обратите внимание на наличие загрязнений подшипника. В некоторых случаях придется разобрать узел, почистить его, а затем – собрать и смазать. Не нужно наносить много смазки: подшипнику для нормальной работы достаточно одной-двух капель. Остальное будет разбрызгано по всему корпусу при первом же пуске. Капли масла внутри корпуса неплохо собирают пыль.

Если после смазки все равно наблюдается шум при работе, биение вала, то изделие придется выбросить. Заменить подшипник скольжения не получится.

Устранение неисправностей электрической части вентилятора

При полной остановке вентилятора нужно проверить исправность сетевого шнура и переключателей режима работы. Для этого потребуется мультиметр. Лучший метод проверки шнура питания – измерить напряжение на входном клеммнике вентилятора или в местах подключения шнура к его внутренним элементам. Соблюдайте осторожность при проверке: не касайтесь руками участков, находящихся под напряжением. После проверки сразу же удалите вилку из розетки.

Читать еще:  Причины заклинивания двери стиральной машины и способы их устранения

Исправность переключателей проверяют, измеряя их сопротивление в положении «включено». Они могут выйти из строя при частой коммутации. Лучше всего сразу измерить напряжение на электродвигателе, но для этого нужно знать электрическую схему вентилятора. А также – принцип его работы и управления скоростью вращения.

Регулировка оборотов осуществляется переключением выводов от двигателя. В этом случае одна из его обмоток имеет ряд отводов (отпаек), переключением которых изменяется количество витков на статоре. При такой схеме нужно измерять до и после переключателя, чтобы выяснить, исправен ли он. Если напряжение ест, а двигатель не вращается, нужно измерить сопротивление его обмоток. Если прибор показывает обрыв, значит, в неисправности виновен двигатель.

Схема регулировки скорости вентилятора переключением выводов обмотки

Еще один элемент, неисправность которого приводит к остановке вентилятора – это фазосдвигающий конденсатор. В схемах, где он применяется, электродвигатель имеет две обмотки. Одна из них подключена к сети питания напрямую, а другая – через конденсатор, выполняющий сдвиг напряжения на ней по фазе на 90 градусов.

При неисправности конденсатора обмотка либо не получает питания, либо сдвига по фазе не происходит. В обоих случаях электродвигатель вращаться не будет. Проверить исправность конденсатора можно мультиметром в режиме измерения сопротивления. При этом нужно выбрать самый большой предел измерений. Конденсатор перед подключением прибора нужно разрядить, замкнув его выводы между собой.

Если в момент касания щупами мультиметра кратковременно появляются показания, а затем он показывает «обрыв», то конденсатор исправен. Если его показания равны нулю или бесконечности и не меняются, то конденсатор вышел из строя и требует замены.

Рабочее напряжение нового конденсатора не должно быть меньше, чем у заменяемого, а емкость – соответствовать исходной. Ее величину рассчитывают применительно к параметрам обмотки электродвигателя, если ее изменить, то угол сдвига фаз будет больше или меньше 90˚, и вентилятор не запустится, либо будет вращаться медленнее.

Внимание, не перепутайте выводы обмоток. Перед отключением отмаркируйте провода и зарисуйте, как они были подключены. Дополнительно сфотографируйте узел перед разборкой.

При обнаружении обрывов обмоток электродвигателя ремонт заканчивается. Можно попробовать отыскать место обрыва или убедиться в том, что обмотка сгорела (на это указывает потемнение цвета изоляции ее проводов). Но перемотка современных бытовых устройств экономически нецелесообразна, а чтобы провести ее в домашних условиях нужно обладать профессиональными навыками обмотчика. Поэтому устройства со сгоревшими электродвигателями можно выкинуть без угрызений совести.

Это же касается неисправностей электронных устройств регулировки оборотов вентиляторов.

как отремонтировать вентилятор бытовой

Бывает так, что в самый жаркий день вдруг вышел из строя ваш любимый вентилятор. Бежать по жаре до мастерской с громоздким предметом проблематично. Конечно если есть авто то это упрощает задачу, но опять же редкая мастерская согласится Вам тут же найти и устранить неисправность. К тому же такая услуга стоит денег. Можно вызвать мастера на дом, но где вероятность, что он сразу, приедет на вызов и исправит поломку.
И Вам ничего не остаётся, как отремонтировать вентилятор самому.

как отремонтировать вентилятор

Чтобы найти причину поломки не обязательно его разбирать.

  1. Если сгорел двигатель, то будет чувствоваться характерный запах гари. В этом случае Вам, скорее всего, придется купить новый вентилятор, или поменять двигатель, тут уже без мастерской не обойтись. Хотя по расходам, еще неизвестно, что выгоднее новый вентилятор или менянный двигатель.
  2. Если запаха гари не наблюдается, нужно провернуть вентилятор руками за лопасти пропеллера. Вращается с трудом, значит, высохла смазка во втулках держащих якорь двигателя. Тут уж без разборки не обойтись.
  3. Если вращается легко, значит надо искать причину в проводе, возможно, переломился, а может, перегорел на контактах двигателя или вилки. Трудность починки зависит от места потери контакта.

Вот и все причины, которые я знаю. Как я уже писал выше в пункте № 1, если сгорел двигатель, ремонтировать придется в мастерской, а вот две следующих поломки можно устранить самому. В пункте № 2 точно и в пункте № 3 возможно придется разобрать двигатель вентилятора, поэтому давайте разберемся, как разобрать двигатель и отремонтировать вентилятор.

Необходимый инструмент.

  • Отвертка
  • Плоскогубцы
  • Возможно, понадобятся ключи-головки.

Приступаем к разборке

  1. Отключаем прибор от электрической сети.
  2. Отсоединяем вентилятор от места его крепления к станине.
  3. Убираем защитный кожух, если такой имеется.
  4. Откручиваем винт держащий пропеллер и снимаем его.
  5. Отверткой выворачиваем четыре винта держащие вторую половину защитного кожуха пропеллера и убираем его в сторону.
  6. Длинной отверткой выворачиваем винт крепящий регулятор движения вентилятора по сторонам, вынимаем рычаг регулятора.
  7. Откручиваем задний винт крепящий кожух вентилятора.
  8. Отвернув четыре винта передней защиты двигателя, снимаем её.
  9. Отворачиваем два винта крепления двигателя к кранштейну держателя двигателя на станине.
  10. Выкручиваем винты с гайками, соединяющие две половинки крепления якоря двигателя и снимаем переднюю со стороны пропеллера.
  11. Вынимаем якорь.
  12. Смазываем втулки смазкой и собираем вентилятор в обратной последовательности.

Ремонт проводов.

Как ремонтировать провод, наверное, знает каждый мужчина.
Способов ремонта существует множество. Всё зависит от настроения, способностей, времени и необходимых материалов.

  1. Если провод перегорел возле вилки, и она не разборная, вилку отрезают. С провода снимают примерно 10-15 мм изоляции, и подсоединяют новую разборную вилку.
  2. Провод переломился, где то по длине, перерезаем, разделяем провода, освобождаем от изоляции, если есть термо усадочный кембрик, одеваем на провод и самое простое делаем скрутку. Передвигаем кембрик на скрутку с помощью зажигалки или спичек усаживаем изоляцию на скрутке. То же делаем с остальными проводами. Вместо кембрика чаще используют изоляционную ленту. Вместо скрутки можно сделать спайку.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector