Как пользоваться экспозицией в фотоаппарате

Если вы не знаете, что такое экспозиция, то не видать вам хороших фотографий

Доброго времени суток! С вами на связи, Тимур Мустаев. Дорогие читатели, сегодня я снова делюсь своими секретами и некоторыми правилами, которые безусловно помогут в вашем начинании.

Думаю, многие из вас успели обзавестись для своей повседневной жизни или по долгу службы фотоаппаратами, и в общем нажать на затвор не составляет труда. Но так ли это просто? Могу с уверенностью сказать, что без знания о понятии экспозиции не обходится ни один кадр. Любой хороший фотограф первым делом изучает, что такое экспозиция в фотоаппарате. Что же, не буду томить, обо всем по порядку.

Прежде чем начать, тут вспомнил интересный момент из своей практики. Это происходило в далеком прошлом. Как-то приобрел я «полтинник», кто не знает, это объектив 50 мм., в моем случае был с диафрагмой f/1,8. Установил ручной режим (M), ну я же считал себя «профессионалом», ты что, у меня в руках зеркалка, со светосильным объективом, а самому сейчас так смешно.

Поставил самое большое отверстие на объективе, а именно 1,8 и всю дорогу ее не менял. Регулировал только выдержку. И радовался, какое прикольное получается «боке» — это красиво размытый задний фон. Это все дело происходило в горах. Был солнечный день. Когда я фотографировал людей при такой настройке все было хорошо.

Но когда я начинал фотографировать горы, даже при самых коротких выдержках (1/4000), у меня получались очень светлые фотографии. А самое главное я не понимал почему. Что скажите вы, в чем был мой косяк? Косяк был в том, что при съемке пейзажей необходимо уменьшать отверстие, закрыть диафрагму (f/8 и меньше). Тем самым я бы получил, хорошие фотографии.

Поэтому, правильное понимание экспозиции, залог вашего успеха. Отвлекся я немного от темы, ну все, поехали.

Разбираемся в терминологии

Итак, экспозиция – это набор определенных параметров, правильно настроенных в конкретной ситуации. То есть, ваш фотоаппарат через объектив осуществляет замер количества света, поступающего извне, и дает соответствующие “рекомендации” относительно необходимых настроек. Свет очень важен в фотографии, именно он и создает изображение. К самим экспопараметрам относят:

  1. Диафрагма (f) представляет собой определенное количество тонких металлических или пластмассовых лепестков, которые могут открывать и закрывать отверстие в объективе. Благодаря диафрагме световой поток ограничивается при попадании в объектив: значение f малое или большое.
  2. Выдержка обозначает время, выраженное в секундах, когда срабатывает затвор аппарата и делается кадр. Иначе сказать, это время воздействия света на светочувствительный материал камеры.
  3. Светочувствительность (ISO). Здесь все просто – это реакция матрицы или пленки фотоаппарата на свет. Чем она выше, тем светлее кадр, но появляется возможность появления зашумленности на картинке.

Можно выделить еще один важный параметр, баланс белого (ББ). Он отвечает за передачу цветов и оттенков на фотографии. ББ ставить в настройках на авто, особенно при постоянно меняющемся освещении, это будет лучшим решением.

Если же вас не устраивает цветопередача фотоаппаратом, то стоит задумать о том, чтобы выставить баланс белого самостоятельно, выбрав из имеющихся решений в настройка, например, облачно, лампа накаливания и так далее, либо использовать серую карту или за отсутствием ее, сфотографировать белый лист бумаги, который камера и будет в будущем воспринимать за эталон.

Первые 2 параметра, диафрагму и выдержку еще называю экспопарой. Все 3 параметра, диафрагму, выдержку и ИСО называют треугольником экспозиции.

Изменение одного из параметров треугольника отражается на исходном качестве фотографии, особенно если вы снимаете в ручном режиме, где каждый параметр можно настроить отдельно.

Настройка экспозиции

Важно! Очень хорошо ознакомьтесь со своей инструкцией к фотоаппарату! Многие забивают на это, что конечно очень зря. Инструкция, это хорошие знания о вашем фотоаппарате.

В зависимости от модели вашей фотокамеры, могут быть свои тонкости в выстраивании экспозиции, как по меню, так и в плане использования “горячих клавиш” на самом корпусе. Так, с помощью кнопки Fn (слева около объектива) (для Nikon) можно настроить ИСО. С помощью колесика рядом с экраном настроить выдержку. Рядом с кнопкой спуска, есть еще одна маленькая кнопка, которая настроит диафрагму.

Читать еще:  Общая последовательность настройки смарт-часов

К тому же, при настройке экспозиции, вы можете выбрать один из полуавтоматических режимов камеры. В этом случае, варьируя только один важный показатель на данный момент, можно без труда получить нормально экспонированный кадр. У кэнон Av — приоритет диафрагмы, приоритет выдержки — Tv, у никон же творческие режимы имеют другое обозначение: A и S, соответственно. Ручной режим (M) и полуавтоматический (P) называются у них одинаково.

Для новичков, желательно отказаться полностью от автоматического режима фотосъемки и перейти на приоритет диафрагмы или приоритет выдержки, в зависимости от характера съемки.

Ручной режим, на начальном этапе лучше не использовать.

Тем не менее многочисленные уроки в просторах интернета и советы знакомых фотографов не могут дать стопроцентную гарантию получения хорошего снимка. Нет точной схемы работы с экспозицией – все в руках фотографа. Попрактикуйтесь сначала с диафрагмой, затем измените выдержку и т.д. Действуйте планомерно и наблюдайте за происходящими изменениями изображения. Знания в сочетании с опытом превратят вас из новичка в профи!

Что такое шкала экспозиции?

Существует еще такой параметр, как шкала экспозиции. Что это такое и для чего он нужен? Это шкала, которая показывает на сколько правильно выстелены параметры экспозиции. Если значения шкалы уходит в право, то при фотографировании, снимок получится пересвеченным, много света. Если в лево, то недосвеченным, мало света. Если значение на нуле, то экспозиция установлена правильно.

Это параметр, так же можно контролировать вручную. Если мы видим, что фотография получается темной или наоборот светлой, а значение экспокоррекции на нуле, якобы фотография освещена правильно, согласно фотоаппарату, то мы можем вручную увеличить или уменьшить значение, в положительную или отрицательную сторону.

Для этого используются вспомогательные кнопки на фотоаппарате. Более дельно, описано у вас в инструкции фотоаппарата. Так как для каждых фотокамер, комбинация кнопок разная.

Режимы замера экспозиции

Существуют 3 режима экспозиции: матричный (его еще называют многозначным, оценочным, мультизонным, смотря от производителя), центро-взвешенный (средневзвешенный) и точечный.
Давайте поподробнее остановимся на каждом.

  1. Матричный. В данном режиме, кадр разделяется на зоны, и фотокамера сама определяет яркость. Там очень замудренный алгоритм, которые производители держат в секрете. Иными словами, фотоаппарат сам производит замер экспозиции. Это режим, хорошо использовать при равномерном освещении. И если вы не хотите заморачиваться с режимами, то ставьте на матричный и вы не прогадаете.
  2. Центро-взвешенный. При данном режиме, замер происходит по центру и охватывает 60-80% изображения. Края изображения никак не влияют на замер экспозиции. Данный режим, хорошо подходит для портретной съемки.
  3. Точечный. Он очень схож с центро-взвешенным режимом. Только он охватывает только 1-5%. Это режим позволяет, весьма точно проэкспонировать объект. Его хорошо использовать, если объект нормально освещен и является контрастным. Его в основном применяют профессионалы, для новичков он весьма сложен. Его хорошо использовать при макросъемке, когда предмет занимает большую часть кадра.

Особенность работы экспозиции в телефоне

Конечно, по большей части мой блог посвящен фотографии цифровой, сделанной на зеркальный, цифровой фотоаппарат. Но, согласитесь, все мы частенько можем снять что-то на сотовый. Тем более, какие сейчас стали выпускать современные телефоны с высоким качеством!

Даже в примитивных моделях, имеющих хоть какую-то встроенную камеру, мы можем говорить об экспозиции. Да-да, не удивляйтесь, она там есть! Только стоит сказать, что она автоматическая, то есть телефон сам, по мере своих возможностей, замеряет поток света в окружающей обстановке и определяет необходимые параметры.

Есть лишь небольшие возможности изменить общую освещенность вручную. Зачастую итоговая фотография будет с массой недостатков. Расстраиваться не стоит, ведь многое зависит от самой техники, поэтому на что снимаете – то и получаете. А на скорую руку, если очень нужно, можно сфотографировать и на телефон.

Создание HDR изображения

В противовес телефонной съемке в этой части статьи рассмотрим, как создаются невероятно реалистичные кадры, содержащие в себе максимум диапазона цвета и света. Наверняка, читатель, вы сталкивались с понятием HDR. Так вот, это соединение в одну картинку нескольких фотографий с разными параметрами.

По-другому можно назвать “брекетингом”. Обычно в такой съемке делается 3 кадра: один будет недоэкспонированный, то есть более темный, второй с нормальной экспозицией и третий самый светлый из них. Далее, эти 3 снимка объединяются в один. Для этого, я использую Photoshop. Более детально, как это сделать, я опишу в ближайших уроках. Следите за новостями.

Читать еще:  Два в одном: мясорубка с функцией соковыжималки

Полагаю, вы уже воодушевились создать высокопрофессиональный кадр? В начале своего творческого пути по миру фотографии вам не избежать ошибок, поэтому не спешите. Такие фотографии открывают далеко не все компьютерные программы, да и чтобы сделать само изображение HDR, нужны и навыки, и опять же специальная утилита, которая произведет наложение.

Совет. Существует правило Шестнадцати. Это правило применимо в ясную, солнечную погоду. Следуя этому правилу, необходимо выставлять следующие настройки для фотоаппарата. Диафрагму выставляем равной f/16, ISO выставляем 100, а выдержка, обратно пропорциональна светочувствительности, а именно 1/100.

Я всем своим друзьям, которые начинают развиваться в качестве фотографа, рекомендую начинать с видеокурса « Моя первая ЗЕРКАЛКА ». В курсе, на примерах рассказывается, обо всех тонкостях фотоискусства. Очень много полезных и качественных советов. Когда я посмотрел его первый раз, скажу вам честно, он меня очень впечатлил. Я обещаю, она впечатлит и вас!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для сторонников фотокамеры зеркальной CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для сторонников фотокамеры зеркальной NIKON.

Ну а если вас интересует обработка и группировка фотографий, то обратите внимание на курс « Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа ». Это не видеокурс, это просто «бомба». Лучше курса, вам просто не сыскать!

Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа

Вот мы и разобрались с новыми для нас понятиями в фотографии. Все оказалось не так сложно! Можете теперь смело блистать эрудицией перед знакомыми и друзьями. А я напоминаю, что полезные новости выходят на сайте регулярно, так что, обязательно подписывайтесь на мой блог и приглашайте других фотолюбителей. Будет интересно!

Как сделать правильно экспонированные фотографии. Часть вторая: управление экспозицией

Следом за определением объекта съемки, как это было описано в первой статье, очень важно научиться управлять экспозицией. Перечислим факторы, влияющие на экспозицию фотографии:

Обратите внимание, что «Настройки экспозиции» находятся в конце этого списка, потому, что это как раз наиболее очевидный аспект управления экспозицией, но вам необходимо изучить, каким же образом другие элементы в списке влияют на выбор настроек.

Точка съемки

Место, где вы хотите сделать снимок, может существенно повлиять на экспозицию. Находится ли источник света позади фотографа? Позади объекта съемки? На одной стороне относительно фотографа и объекта? Перемещаясь, вы управляете тем, что именно будет в кадре на заднем плане и тем, как это влияет на количество света, попадающего в объектив.

На этой фотографии большую часть фона составляет бликующая водная поверхность. Если бы фотограф в данном случае не был бы осторожен с экспозицией, объект съемки мог получиться недоэкспонирован. На этой фотографии яркий фон компенсирован использованием техники «заполняющая вспышка».

Изменение точки съемки, когда озеро уже не попадает на задний план, приводит к хорошему экспонированию объекта. Тут отраженный от поверхности воды свет больше не влияет на экспозицию, не создает сильной задней подсветки, и поэтому на этой фотографии не нужно использовать вспышку.

Выбор объектива

Композиция кадра частично зависит от выбранного объектива. Использование телеобъектива будет включать в кадр меньше фона. При этом вы можете легче ограничить источники света и яркие области композиции. С более широким объективом вы, скорее всего, включите в кадр больше неба или других ярких участков, которые могут оказать некоторое влияние на всю экспозицию.

Если бы при съемке этих рисовых полей фотограф использовал более широкий объектив, тогда бы он включил в композицию заходящее солнце. Это определенно оказало бы сильное влияние на экспозицию и весь внешний вид фотографии.

Фотограф мог бы полностью исключить влияние солнца, используя более длинное фокусное расстояние объектива. Также он мог бы для этого слегка наклонить камеру, но тогда передний план получился бы менее привлекательным.

Тайминг

Время, которое вы выберете для съемки, также влияет на экспозицию. При пейзажных съемках возможно придется дожидаться, пока солнце не окажется в другом месте на небе. Или вам придется поймать момент, когда следует нажать пусковую кнопку, чтобы избежать ярких фар проезжающего автомобиля, как на фото ниже.

Расчет времени для фотографий в «синий час» особенно важен. Напомним, что «синий час» — это время непосредственно перед восходом солнца или сразу после его заката. Вы должны подождать, пока окружающий свет не уравновесится с любым другим источником света, имеющимся в вашем кадре. Это количество времени будет варьироваться в зависимости от вашей географической близости к земному экватору.

Читать еще:  Включение и отключение тачпада на разных ноутбуках

Фотография ниже сделана «синий час» в Чианг Мае, Таиланд. Этот «синий час» в этой местности длится на самом деле всего около десяти минут, и это совсем немного времени, чтобы запечатлеть насыщенное голубое небо с электрическими огнями.

Чтение света

Для того чтобы настроить экспозицию, вы должны использовать экспонометр или позволить камере самой выполнять расчеты и настройки.

Оставлять этот выбор на усмотрение камеры редко бывает хорошим решением, поскольку фотоаппарат не знает, что именно вы фотографируете. Полученным фотографиям может не хватать креативности.

В цифровую камеру встроен удивительный искусственный интеллект, однако он не может видеть вашими глазами и различить, что же именно является вашим основным объектом для съемки. Ваша камера будет находиться под контролем, если вы оставите настройки таким образом, чтобы ее экспонометр выполнял усредненный замер и находился в автоматическом или полуавтоматическом режиме. Вы можете использовать компенсацию экспозиции или же настроить в камере ручной контроль экспозиции.

Один из самых простых способов чтения света — использовать просмотр в реальном времени (live view) и смотреть на монитор камеры. Некоторые камеры не имеют этой возможности, поэтому нужно обратиться к руководству по эксплуатации и провести некоторое тестирование, чтобы выяснить, можете ли вы использовать данный метод.

Проверка экспозиции в режиме live view работает, когда камера установлена в ручной режим. При изменении диафрагмы, выдержки и ISO легко наблюдать на мониторе за изменениями освещенности. Рекомендуется использовать этот метод в сочетании с гистограммой, чтобы вы могли проверить, не происходит ли «отсечение» теней и светов.

Используйте экспонометр, настроенный таким образом, чтобы он считывал весь кадр, а затем вычислял среднюю экспозицию.

Когда в кадре есть какой-то контраст, хорошо бы взять показания точечного замера экспозиции прямо с вашего объекта. Это предоставит вам конкретную информацию о свете, отражающемся от наиболее важной части композиции.

Для снимка ниже фотограф снял показания точечного замера экспозиции с фигуры буддийского монаха для того, чтобы она была хорошо видна. Если бы он оставил свой экспозамер в режиме усреднения, тот включал бы яркий свет снаружи и темный интерьер в свои расчеты. Скорее всего, это дало бы такую настройку, которая сделала бы основной объект в кадре недоэкспонированным.

Настройки экспозиции

Итак, теперь вам нужно установить экспозицию. Вы можете решить, что ваш объект хорошо экспонирован при такой настройке диафрагмы, выдержки и ISO, когда экспозамер показывает ноль. Вы можете сделать так, чтобы снимок был переэкспонированным или недоэкспонированным, в зависимости от тона объекта съемки и от своей творческой задумки.

Когда вы снимаете показания экспозамера, он настроен на средне-серый цвет. Это означает, что если на шкале индикатора будет ноль, то черный или белый объект будет отображаться серым на вашей фотографии. Если ваш объект в кадре слишком темный или слишком светлый, вы можете изменить настройки экспозиции для компенсации этого, выполнить экспокоррекцию в плюс или в минус. Вы должны решить, каков должен быть тон вашего объекта съемки. Нужен ясно видимый объект? Будет ли он выглядеть лучше, если будет ярче, чем есть на самом деле? Или нужно получить его силуэт?

Для этого снимка фотограф решил переэкспонировать розовые цветки орхидеи, это придало изображению большую мягкость. Если бы понадобилось сделать фото растения для точного документирования вида орхидеи и ее цвета, то он бы не переэкспонировал снимок. Если бы требовалась техническая точность, фотограф бы изменил свою точку съемки, чтобы избежать подсветки. Он бы выставил экспозицию таким образом, чтобы цвет и оттенок растения соответствовали тому, как цветок выглядел на самом деле.

Попробуйте и убедитесь сами

Найдите белый или черный объект для фотографии. Снимите показания экспонометра и установите экспозицию так, чтобы измеритель был на нуле. Сфотографируйте.

Теперь для черного объекта измените настройку, чтобы экспозамер показал, что он недоэкспонирован на два стопа. Для белого объекта настройте экспозамер так, чтобы он был переэкспонирован на два стопа. Какая фотография наиболее привлекательна? «Правильно» выставленная фотография, или недоэкспонированная, или переэкспонированная фотография?

Заключение

Всегда хорошо экспериментировать с интересным освещением и объектом съемки. Если вы не уверены на 100%, что у вас есть идеальная экспозиция, делайте серию фотографий. Изменяйте настройки диафрагмы и/или выдержки между каждой экспозицией. Не вносите значительных изменений в эти настройки. Пусть у вас получится несколько вариантов каждой фотографии, это пригодится для дальнейшей постобработки.

Все фотографии by Kevin Landwer-Johan

Видеоканал Фотогора

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector