Основные показатели объектива фотоаппарата

Параметры и характеристики объективов

16 Фев Параметры и характеристики объективов

Ну что же, мы с вами разобрали и узнали какие бывают типы объективов и теперь подошла пора поговорить об их характеристиках.

О каких характеристиках пойдет речь:

  • Фокусное расстояние
  • Глубина резкости
  • Светосила объектива, значения диафрагмы
  • Стабилизация изображения

Фокусное расстояние

Эта характеристика определяет на сколько объектив приближает или отдаляет объект съемки, какой у него угол обзора.

Фокусным расстоянием является расстояние от «центра» объектива до матрицы, измеряется это значение в миллиметрах.

Чем меньше фокусное расстояние – тем шире угол обзора и меньше увеличение, чем больше фокусное расстояние – тем угол

зрения меньше и больше увеличение.

Как видят объективы с разным фокусным расстоянием с одной точки обзора

Глубина резкости

Глубина резкости – один из важных аспектов фотографии. Когда вы фокусируетесь на чем либо, действительно сфокусированной будет только определенная плоскость. Все что находится до или за этой плоскостью будет постепенно размываться; области около фокусной плоскости, которые все еще имеют приемлемую четкость, и составляют глубину резкости.

Существуют три основных параметра, которые влияют на глубину резкости:

Ширина апертуры, которая определяет на сколько будет мала или велика глубина резкости (к примеру f/2.8 -f/4, дают малую глубину, а f/16 — f/22 дают большую глубину).

Фокусное расстояние, которая связана непосредственно с размытостью заднего плана и глубиной резкости. При одинаковом размере объекта, при использовании разных объективов, глубина резкости будет одинакова. Например, фотографируем цветок: при одинаковой апертуре мы получим идентичную глубину резкости при фокусных расстояниях 50 мм. и 200 мм. Разница между этими фокусными расстояниями только в угле обзора и при использовании объектива с фокусным расстоянием 200 мм. мы получим более чистый задний фон.

Третьим параметром является размер снимаемого объекта. Если вы снимаете большой объект, то получите пропорционально большую глубину резкости. Например, вы фотографируете большую гору при апертуре f/5.6, соответственно мы получим большую глубину резкости, в то время как при съемке бабочки, при той же апертуре f/5.6, глубина резкости будет значительно меньше.

Светосила объектива

Светосилой называют величину освещенности матрицы. Определяется светосила относительным отверстием и чем это отверстие больше тем светосила объектива выше. Под относительным отверстием понимается диафрагма, которая обозначается буквой f и числом (Пример: f 1.4). Чем число f меньше, тем светосила объектива выше, а значит на матрицу будет попадать больше света. Это позволит снимать в условиях недостаточного освещения или в достаточном освещении, но при более низком значении выдержки. Выбрав объектив с высокой светосилой, шансов на удачный кадр становиться больше.

Светосила так же влияет на глубину резкости, чем число f меньше, тем меньше глубина резкости объектива, что дает нам более размытый фон.

Подобные объективы за счет высоких характеристик: высокой светосилой, резкости, улучшенного конструктива, меньшим уровней аберрации, имеют более высокую цену и это наверное их единственный недостаток.

Что такое диафрагма? Еще один важный параметр, который нужно знать при выборе объектива. Это то самое относительное отверстие (о котором мы говорили выше), которое регулирует количество проходящего через объектив света. Чем число диафрагмы f меньше, тем это отверстие открыто больше и наоборот.

Стабилизация изображения

Современные объективы с современными технологиями, одна из таких технологий это стабилизатор изображения.
Стабилизация изображения это механическая технология стабилизирующая угловые передвижения камеры. Данная технология позволяет снимать при более длинных выдержках, что позволяет часто снизить смазанность картинки.
На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы фотоаппарата или специальной линзы в объективе.

Первый случай стабилизации изображения позволяет применять наверное любые объективы.
Второй случай стабилизации, это объективы оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Стоимость их значительно выше чем объективов без стабилизирующего механизма. Выбирая объектив со стабилизацией, ваши шансы на удачный кадр снова возрастут.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения матрицы

Если вы выбрали камеры таких компаний как Canon, Nikon или Panasonic, то при покупкеобъектива вам стоит решить: покупать на порядок дешевле нестабилизированный или более дорогой, но оснащенный стабилизатором. На сегодняшний день не ко всем объективам может применяться эта технология из-за своих конструктивных особенностей. Есть куда развиваться.

Принцип работы стабилизатора на основе смещения группы линз

Как и какой объектив выбрать?

Вот мы и добрались до кульминационного раздела и главного вопроса — как и какой объектив выбрать? Надеюсь вы прочитали все что было написано выше и теперь знаете какие бывают объективы, что нужно знать о их характеристиках и можете уже если ни четко, то примерно представить какой объектив выбрать под свои задачи.

Первый вопрос который нужно перед собой задать при выборе объектива это — для каких целей вы его покупаете, что в итоге вы хотите получить используя этот объектив?

Теперь давайте разберем наиболее распространенные виды съемки:

  • Портретная съемка
  • Съемка пейзажей
  • Макросъемка
  • Съемка архитектуры

Объективы для портретной съемки

Что подразумевается под портретной съемкой? Наверное образ человека в разных пропорциях? как правило на размытом фоне. Для портретной съемки стоит выбиратьобъективы специальных моделей. Особенностью таких объективов является красиво размытый задний фон. Нужно знать что подобные объективы не всегда обеспечивают высокою четкость и резкость изображения, но это не является недостатком, скорее можно назвать этот особенностью. Данная особенность практически идеально передает фактуру кожи человека не выдавая мелких дефектов таких как морщины. Снимая такими специальными объективами изображение практически не нужно будет подвергать ретуши.
Фокусные расстояния портретников близко к телеобъективам.

Из-за применения такого фокусного расстояния их можно заменить практически любым телеобъективом. Он тоже красиво размывает задний фон отделяя модель, просто нужно будет отойти подальше.

Портрет девушки, сделанный телеобъективом

Есть еще один объектив который, из-за его низкой стоимости, выбирают в качестве портретного, это так называемы «полтинник». Объектив с фокусным расстоянием 50мм и светосилой f1.8 и f1.4. Подобный аналог часто используют начинающие фотографы набираясь опыта в портретной съемки.

Объективы для съемки пейзажей

Если этот вопрос задать опытному пейзажисту, то он с уверенностью вам сообщит, что не сможет вам порекомендовать выбрать какой-то один конкретный объектив. Одни снимают пейзажи на сверхширокоугольные объективы, другие используют целый набор «фиксов», а третье вообще пользуются только одним зум-объективом. Не редко попадаются любители телеобъективов, которые снимают крупные объекты пейзажа, например восходящее или закатное солнце.

Какой бы вы себе тип объектива не выбрали, самое главное он должен обладать высокой детализацией изображения. Проще говоря, должна быть обеспечена очень высокая резкость и необязательно только на открытой диафрагме. При съемки пейзажей часто используются значения f 8-11. Желательно выбирать объектив с низким уровнем хроматических аберраций, которая проявляется на контрастных участках кадра в виде цветных каемок.

Пример кадра, снятого сверхширокоугольным объективом
Если вы не можете определиться в выборе диапазона фокусных расстояний, то для любителя предпочтительней будет начать с широкоугольного объектива. А «зум» вы выберете или «фикс», это ваше личное предпочтение. Опять же, начинающему фотографу легче снимать будет на зум-объектив. Присмотритесь к стандартным «зумам», о которых упоминалось чуть выше.

Объектив для макросъемки

Макромир окружает нас везде и постоянно, но многие его не замечают. Что бы попасть в этот «чудо мир» не нужно далеко ходить и тем более ехать, достаточно дойти до первого парка с фотоаппаратом на который накручен макрообъектив, как вы сразу же в него окунетесь.

Как мы уже читали в разделе «Макрообъективы», чуть выше в статье, то мы знаем чем эти объективы характеризуются и что из себя представляют. Здесь большого выбора линз, как в случае с пейзажной съемкой нету. Достаточно понять какое фокусное расстояние вам удобней и в путь. Повторюсь, что преимущественно макрообъективы относиться ближе к типу телеобъективов.

Читать еще:  Чем примечательна соковыжималка роторного типа

Объективы для съемки архитектуры

Архитектурная съемка очень похожа на пейзажную, только в этом случае требования к выбираемому объективу еще выше. В архитектуре преобладают прямые линии и надо что бы эти линии не искажались. Помогают в этом объективы с хорошо скомпенсированной геометрией кадра. Как правило они относятся к типу сверхширокоугольных и широкоугольных объективов.

Пример кадра, снятого на широкоугольный объектив
Но бывают случаи, где искажения входят в задумку автора. Например применяя специальный (творческий) объектив Рыбий глаз (fish-eye, о котором мы тоже разговаривали выше), можно добиться очень интересных результатов.

Пример кадра сделанного на Fish-eye объектив
Также мы разговаривали об объективах Тилт-шифт (Tilt-Shift), которые благодаря возможности изменения угла оптической оси могут выровнять перспективные искажения. Напомню, что этот тип объективов является профессиональным, дорого стоит и нелегок в обращении.

Заключение

Поздравляю вас, если вы до конца дочитали эту статью, то могу смело заявить, что вы серьезно намерены разобраться в вопросе выбора объектива, а значит у вас правильный подход к этому делу.

Теперь вы знаете, что объектив — это очень важная часть фотоаппарата отвечающая за качество вашего будущего изображения. Именно благодаря правильному выбору объектива можно добиться: высокой резкости картинки, формирования нужной зоны размытия, подобрать нужный угол обзора и фокусное расстояние. На самом деле очень трудно выбрать подходящий объектив с первого раза, вам предстоит долгий путь проб и ошибок. Не пугайтесь, ведь это бесценный опыт, который можно получить только благодаря личным экспериментам.

Современные фотоаппараты имеют тенденцию каждые три года устаревать, а объектив может вам служить не один десяток лет и это еще один повод точно знать как и какой объектив выбрать? И не забывайте, что не фотоаппарат с объективом делает шедевры, а тот, кто это все держит в руках в этот момент.
Спасибо за внимание и удачи вам в выборе вашего первого объектива.

Как выбрать объектив для фотоаппарата новичку

В конструкцию любого фотоаппарата входит большое количество узлов, каждый из которых выполняет определённую функцию. Важнейшим элементом фотоаппарата является линзовая система, формирующая изображение. Поэтому вопрос, как выбрать объектив, имеет для фотолюбителей решающее значение. В статье рассматриваются виды фотообъективов, их характеристики и конструктивные особенности. В пределах данной статьи рассмотрены основные особенности оптических систем и варианты их применения. Материал может быть полезен как начинающим фотографам, так и опытным пользователям.

Что такое объектив

Объективом называется оптическая система, основу которой составляет набор линз. Он предназначен для формирования изображения на светочувствительном материале. У некоторых моделей фотоаппаратов это плёнка, а у цифровых конструкций – полупроводниковая матрица. Простейший объектив может состоять только из одной линзы, в то время как профессиональные фотообъективы высокого класса могут состоять из 12-16 линз. Линзы, используемые в оптических системах, могут быть выпуклыми, вогнутыми, двояковыпуклыми и двояковогнутыми. Кривизна стекла приводит к тому, что свет проходит через линзу неравномерно, что вносит сильные искажения или оптические аберрации.

Набор линз в фотообъективе корректирует световой поток, исправляя практически все имеющиеся оптические искажения. В результате на плёнке или матрице формируется изображение, которое максимально соответствует оригиналу.

Конструктивные особенности фотообъективов

Любой фотообъектив выполнен в виде металлического тубуса, внутри которого, на определённых расстояниях, закреплены линзы и механизм ирисовой диафрагмы. В оптике с переменным фокусом в фотообъектив встроена система перемещения линз – редуктор или двигатель. Для фиксации объектива к корпусу фотоаппарата используется резьбовое соединение или крепление типа байонет. На корпусе фотообъектива нанесены метки диафрагмы и некоторые дополнительные обозначения.

Разновидности объективов

При фотографической съёмке используется несколько типов оптических систем. Большое количество марок определяет конструктивные и оптические особенности. По оптическим характеристикам в современной фотографической технике применяются два типа объективов – суперахроматы и анастигматы. В суперахромате полностью отсутствуют цветовые аберрации, и он обладает идеальной передачей цвета. Линзы для таких фотообъективов шлифуются из флюорита и стоят очень дорого. Анастигмат исправляет все аберрации. Практически все объективы современных фотоаппаратов, независимо от их конструкции, относятся к анастигматам. В фототехнике применяется несколько типов оптики:

  • Сверхширокоугольные;
  • Короткофокусные;
  • Нормальные;
  • Длиннофокусные.

Сверхширокоугольная оптическая система имеет большой угол зрения, достигающий, у некоторых моделей, 180 0 . Его фокусное расстояние (ФР) варьируется от 8 до 14 мм. При этом происходит сильное искривление перспективы. На позитивах бывает сложно разобрать истинную форму снимаемых предметов. Таким фотообъективом можно снять городскую панораму «от края до края». Объективы этого типа используются для создания различных коллажей.

Фотоаппарат с широкоугольным фотообъективом применяется для пейзажных съёмок. Его ФР находится в диапазоне 21-28 мм, а угол поля зрения варьируется от 52 до 82 градусов. С такими фотообъективами удобно работать в интерьерах небольших помещений. Короткофокусные объективы отличаются особенностью резко изображать глубину перспективы.

Нормальный объектив для фотоаппарата имеет ФР от 35 до 50 мм, при этом угол зрения составляет 5 0 -55 0 . Нормальная оптика даёт ту же картинку, какую видит глаз человека, что позволяет сохранить на снимке все пропорции. Выбор такого фотообъектива определяет его универсальность. На старых моделях фотоаппаратов, без возможности замены объектива, устанавливалась именно такая оптика.

Длиннофокусные модели имеют ФР 80-135 мм. У таких инструментов очень маленький угол съёмки. Он составляет 10-40 градусов. Фотоаппараты с длиннофокусными объективами применяются для репортажной съёмки мероприятий, где присутствуют первые лица государств, и оператор не имеет возможности находиться рядом с фотообъектом съёмки. Они позволяют получить качественный кадр даже с очень большого расстояния. Такими фотообъективами пользуются для получения уникальных кадров живой природы. К этой же группе относятся супердлиннофокусная оптика с ФР 200-600 мм.

Кроме основных типов, в различных материалах, можно встретить следующие обозначения объективов:

Портретный объектив представляет собой разновидность оптики с маленьким углом зрения. Он отличается большой светосилой. Его оптика даёт мягкое изображение снимаемого объекта. При этом маскируются все недостатки кожи, заметные при большом увеличении. Фотообъектив используется для съёмки лиц. Макрообъективы предназначены для специальной съёмки маленьких фотообъектов с близкого расстояния. С их помощью фотографируют ювелирные изделия, драгоценные камни и документы. Объектив КИТ (Kit) представляет собой стандартную оптику, которой производители фотоаппаратов комплектуют свою продукцию при продаже. Некоторые модели фотоаппаратов комплектуются двумя сменными объективами.

Главные характеристики при выборе оптики для фотоаппаратов

Современные фотоаппараты со сменной оптикой предполагают применение различных типов объективов. Их выбор определяется наиболее важными характеристиками. Фотобъектив характеризуется следующими основными данными:

  1. Фокусное расстояние;
  2. Светосила;
  3. Стабилизация изображения;
  4. Привод мотора фокусировки.

Фокусное расстояние

ФР можно считать основной характеристикой. Это расстояние от центра объектива до светочувствительного материала. В фотоаппаратах это плёнка или матрица. ФР измеряется в миллиметрах. Этот параметр маркируется на фотообъективе, например «Nikon 50 мм» или «Kodak Ektar 135 мм». Если фотообъектив имеет маркировку «Nikon 18-55 мм» это значит, что его фокусное расстояние можно изменять. ФР влияет на следующие параметры кадра:

  • Угол обзора;
  • Масштаб;
  • Глубина резкого изображения пространства (ГРИП).

Чем больше окружающего пространства должно быть в кадре, тем более широкоугольным должен быть объектив фотоаппарата. ГРИП уменьшается при съёмке с длиннофокусными фотообъективами. В этом случае чётким будет только передний план, а всё, что находится за ГРИП, будет слегка размытым.

Светосила объектива

Этот показатель отмечает уровень ослабления света, проходящего через объектив. Проходя через оптику, некоторое количество света, поглощается, а часть рассевается и отражается от элементов оптической системы. Для снижения этого эффекта на линзы наносится лантановое напыление, которое называется просветлением фотообъектива. Другим параметром определяющим светосилу объектива фотоаппарата является величина диафрагмирования (f). Фотообъектив с f1,8 считается более светосильным, чем f2,2.

Стабилизатор изображения

При фотосъёмке без штатива, с применением длиннофокусного объектива, изображение может получиться смазанным из-за небольших вибраций фотоаппарата. Такой же эффект получается при больших выдержках. Для максимального снижения последствий вибрации, применяются устройства фиксации изображения. На практике используются две системы – оптическая и цифровая. Оптическая стабилизация осуществляется в объективе фотоаппарата, при этом линзы автоматически сдвигаются в сторону противоположную смещению фотоаппарата. Применение оптической системы увеличивает энергопотребление фотокамеры. При цифровой стабилизации все «мазки» вызванные смещением камеры устраняются процессором на матрице. Сдвиг анализируется с помощью специальных алгоритмов и его последствия устраняются цифровой обработкой кадра. В некоторых моделях используются обе системы.

Читать еще:  Чем удобен сепараторный пылесос

Привод мотора фокусировки

Управление фокусом осуществляется миниатюрным электродвигателем. Эта система называется автофокус (AF). Она бывает двух видов:

В системе AF электродвигатель находится в корпусе фотоаппарата. В объективе расположен редуктор и механизм перемещения линз. Система называется «отвёртка» потому, что в месте крепления объектива и фотоаппарата находится штырёк, похожий на конец отвёртки.

Привод автофокуса AF-S полностью смонтирован в фотообъективе, а с фотоаппарата приходят сигналы управления через контакты. На фотообъективе указан тип применяемого электромотора. USM – это высокоскоростной ультразвуковой двигатель, а STM – шаговый, с низким уровнем шума.

На выбор объектива может повлиять бренд, размеры, вес и цена. В специальной литературе может встретиться такое понятие, как разрешение фотообъектива, но в паспорте на оптику этот параметр не указывается.

При выборе объектива для фотоаппарата решающим фактором является его тип или фокусное расстояние. Для работы в помещении или портретной съёмки применяются короткофокусные или широкоугольные фотообъективы. Для фотосьёмки удалённых объектов и животных в природных условиях, потребуется фотоаппарат с длиннофокусным фотообъективом. Для любителей фотографировать всё вокруг, без особых требований, подойдёт стандартный объектив с ФР 35-50 мм. При выборе зума следует ориентироваться на систему управления автофокусом и выбирать объектив, подходящий к имеющейся камере. Оптический стабилизатор по всем показателям лучше цифрового, но такие системы стоят дороже.

Объективы часть 1 параметры объектива

Сперва о первоначальных параметрах, которыми обозначают все объективы — это максимально возможная диафрагма и диапазон фокусных расстояний. Приведу пример чтения параметров объектива:
К примеру:

Объектив Canon EF 100-400 mm f/4.5-5.6 L IS USM

Из этой тарабарщины мы узнаём:

1. Canon — фирма производитель объектива. У всех фотоаппаратов разные резьбы под объективы (байонеты) и соответственно объектив с, к примеру, Nikon не поставить на Canon. Фирмы производящие фотоаппараты делают объективы с байонетом под свои же фотоаппараты, исключение — компания Sigma, которая производит объективы не только под свои камеры, но и под другие байонеты. Есть компании специализирующиеся только на объективах (Tokina, Tamron, Carl Zeiss, Samyang и пр.) они производят объективы с резьбой под различные байонеты, обычно в их названии указано, для какой системы данный объектив, (к примеру: Объектив TAMRON AF 17-50 f/2.8 XR DI LD для Sony).

Байонет K у Pentax

2. EF (Electro Focus) — байонет цифрового фотоаппарата Canon, как я и писал выше у различных камер разная резьба и данная аббревиатура гарантирует работу этого объектива на ЦИФРОВЫХ камерах фирмы Canon. У каждой фирмы свой буквенный код байонета:

EF — объективы для цифровых фотоаппаратов Canon с любой матрицей
EF-S — объективы для цифровых фотоаппаратов Canon с кропнутыми матрицами (APS-C) не подходят на полнокадровые аппараты.
A — объективы для цифровых фотоаппаратов Sony Alpha и Minolta
F — объективы для цифровых фотоаппаратов Nikon
K — объективы для цифровых фотоаппаратов Pentax, славится тем, что на данный байонет через переходник можно установить большинство Советских объективов
NX — объективы для цифровых БЕЗЗЕРКАЛЬНЫХ фотоаппаратов Samsung
E — объективы для цифровых БЕЗЗЕРКАЛЬНЫХ фотоаппаратов Sony серии NEX

SA — объективы для цифровых фотоаппаратов Sigma
Micro 4:3 — объективы для цифровых фотоаппаратов Olympus и Panasonic Lumix
Nikon 1 — объективы для цифровых БЕЗЗЕРКАЛЬНЫХ фотоаппаратов Nikon

3. 100-400 mm — минимальное и максимальное фокусное расстояние объектива. (На постоянно-фокусных объективах («блинчики» или «фиксы») отображается одной цифрой, например 50 mm) указывает на ширину обзора объектива и возможность его изменения («зумирования»). При этом 50mm является охватом примерно равным зрению человеческого глаза. Чем фокусное расстояние выше — тем сильнее увеличивает объектив, сужая при этом градус охвата.
ВАЖНО: величина указанная на объективе меряется для полнокадрового фотоаппарата (матрица равная 35-mm плёнке), на фотоаппаратах начального и среднего уровня обычно устанавливаются более маленькие (кропнутые) матрицы, что бы расчитать фокусное расстояние для них необходимо умножить фокусное расстояние объектива на кроп фактор фотоаппарата (обычно 1,4 или 1,5) к примеру у фотоаппарата Canon 550D матрица с кроп фактором 1.5, если на него навинтить объектив 100-400 mm, то на нём он будет давать 100*1.5 — 400*1.5 = 150 — 600 mm.
Приблизительные нормы фокусных расстояний
0-15 mm — ультраширокий с охватом в районе 180 градусов, эффект «рыбьего глаза»
16-35 mm — широкий охват для съёмки пейзажей или в тесном помещении
35-70 mm — средний охват, примерно равный человеческому зрению, обычно используется чаще всего. Применяется для любой съёмки, часто для съёмки людей, натюрмортов.
70-300 mm — теле-фото, сильное увеличение, применяется для съёмки резких портретов, животных, удалённых объектов.
300 mm и более — ультра-теле-фото, очень сильное увеличение, применяется для съёмки диких животных, спорта сильно удалённых объектов, шпионства 😉

4. f/4.5 — 5.6 — светосила объектива. Означает на сколько широко можно открыть диафрагму на самом минимальном (100 mm в нашем примере) и на самом максимальном (400 mm) фокусном расстоянии. Иногда указывается лишь одна цифра (например f/2.8) это означает, что диафрагма на данном объективе максимально открывается на 2.8 независимо от фокусного расстояния (обычно такие объективы очень дороги) Что такое диафрагма и для чего она нужна я писал ЗДЕСЬ.
Стоит отметить, что светосила очень важна, особенно при съёмке в темноте и в хмурую погоду или быстро двигающихся объектов, так как позволяет уменьшить время выдержки и избавится от «шевелёнки». Если светосильные средне и широко-фокусные объективы стоят средне, то светосильные теле-фото объективы обычно стоят дороже самого фотоаппарата, так как крайне сложны в производстве.

5. L — означает «элитную» серию объектива. Ставится на объективах максимального качества сборки, обладающих отличными характеристиками. Обычно стоят существенно дороже.
У каждой компании своя «звёздная» серия:
Canon — L series
Sony — G (Gold series)
Nikon — G (Gold series)
Pentax — Limited (Лимитированная серия)

6. IS — наличие оптического стабилизатора (анти-тряс). В объективе установлена линза смещающаяся во время съёмки и гасящая колебания объектива. Нужна на теле-фото объективах с фокусным расстоянием выше 70. Помогает избавится от «шевелёнки» компенсируя дрожание рук фотографа. Нужна только для Canon и Nikon, так как в Sony и Pentax «анти-тряс» встроен в саму камеру, смещая матрицу во время съёмки. Анти-тряс довольно сильно увеличивает стоимость объектива.
у Canon наличие анти-тряса обозначается аббревиатурой IS.
у Nikon наличие анти-тряса обозначается аббревиатурой VR.
у Sigma наличие анти-тряса обозначается аббревиатурой OS.
у Tamron наличие анти-тряса обозначается аббревиатурой VC.

7. USM — наличие ультразвукового мотора привода автофокуса. Ультразвуковой моторчик, позволяет объективу фокусироватся очень быстро и очень точно — что важно при съёмке динамичных объектов, так же он работает практически бесшумно, что не маловажно для фото-охоты.
У каждой фирмы своя аббревиатура ультразвукового двигателя:
Canon — USM (UltraSonic Motor)
Nikon — SWM (Silent Wave Motor)
Sony — SSM (SuperSonic Motor)
Pentax — HSM (Hyper Sonic Motor)
Olympus — SWD (Supersonic Wave Drive)
Panasonic — XSM (Extra Silent Motor)
Sigma — HSM (Hyper Sonic Motor)
Tamton — USD (Ultrasonic Silent Drive) или PZD (Piezo Drive)

Продолжение рассказа о типах объективов в посте Объективы часть 2: типы объективов

Классификация объективов и советы по их выбору

От объектива фотоаппарата и матрицы напрямую зависит качество снимка. Но если матрица фотоаппарата является неотделимой его частью, то в зеркальных камерах объективы можно менять по собственному усмотрению. В нашей статье мы расскажем, как правильно подобрать комплект оптики в зависимости от поставленной задачи.

Отметим, что многие профессионалы и любители предпочитают вместо слова «объектив» использовать сленг: «линза», «стекло», «оптика».

Как правило, по названию объектива можно узнать все его основные характеристики. Рассмотрим модельNikon AF-S 16-85 F/3.5-5.6 VR. Этот объектив имеет фокусное расстояние 16-85 мм и зум 85/16=5,3. Объясним, что это значит. Для 16 мм значение диафрагмы – f/3.5, оно плавно уменьшается с увеличением фокусного расстояния, до значения f/5.6 на 85 мм.

Аббревиатура AF обозначает, что объектив является автофокусным, а приставка S указывает на наличие мотора фокусировки. VR же говорит о наличии стабилизатора изображения.

Читать еще:  Особенности машинок для стрижки котов

Если с диафрагмой все понятно (чем больше значение, тем более светосильным является объектив; например, f/2 светосильнее, чем f/4), то на фокусном расстоянии (далее – ФР) следует остановиться подробнее. ФР определяет угол зрения объектива – чем оно больше, тем угол зрения будет меньше и, соответственно, тем больше приближающая способность объектива. Точнее говоря, угол зрения зависит от отношения ФР к диагонали матрицы. Для большей наглядности и в связи с широкой распространенностью 35 мм формата принято характеризовать объектив не углом зрения, а так называемым эквивалентным фокусным расстоянием (далее – ЭФР). Для пленки и некоторых матриц (их называют полнокадровыми или FF – от Full Frame) ЭФР равно ФР. У матриц с диагональю меньшей, чем пленка, для обеспечения того же угла зрения ФР (истинное) делают во столько же раз меньше. То есть на матрице размером 23,6х15,8 (как у камеры Nikon D40) при ФР 50 мм мы получим такой же кадр, как в случае съемки на матрицу размером 36х24 при ФР 75 мм. Отношение диагонали пленочного кадра к диагонали матрицы камеры называют кроп-фактором. В рассматриваемом примере с Nikon D40 кроп-фактор для этой камеры равен 1,5. Для камер типа Canon 450D кроп-фактор равен 1,6, для камер стандарта Four Thirds (4/3) – 2. Для пленки и камер с полнокадровым сенсором кроп-фактор равен 1.

Для наглядности рассмотрим такой пример: возьмем объектив Nikon AF-S 12-24 mm f/2.8 G ED и 2 камеры –Nikon D40 (размер сенсора 23,6х15,8 мм) и Nikon D3 (размер сенсора 36х24 мм). Если надеть объектив на D40, то ЭФР=(12-24)*1,5=18-36 мм; если на D3 – то ЭФР=ФР.

Можно отметить, что зеркальные камеры с кроп-фактором 1,5-2 удобно использовать для съемки удаленных объектов (при использовании телеобъективов, об этом ниже), но при этом создаются проблемы при широкоугольной съемке.

Традиционная классификация

Логичнее всего классифицировать объективы по фокусному расстоянию — именно этот параметр определяет предназначение объектива.

Фишай (англ. Fisheye, «рыбий глаз»). Это сверхширокоугольный объектив с сильной бочкообразной дисторсией. Обычно имеет ФР от 8 до 16 мм, они не бывают зумами – то есть ФР у них не меняется. Принцип работы этого объектива реализован в дверном глазке – заглянув в него, можно получить впечатление о том, какое изображение можно даёт fisheye. Такие объективы отличаются углом зрения 180 мм. Чем короче ФР – тем ярче выражена дисторсия (вид искажения).

Фишай – объектив, не предназначенный для конкретных видов съемки. Им можно фотографировать пейзажи, портреты, архитектуру – в общем, все, кроме макро. Основное предназначение – творческие эксперименты.

Сверхширокоугольные объективы. Объективы такого типа имеют очень маленькое ФР и, соответственно, широкий угол зрения. ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) тоже достаточно велика. Современные сверхширокоугольные объективы не искажают картинку, в отличие от фишай, но, наклоняя камеру при съемке вперед или назад, можно получить бочкообразные искажения.

Основное применение таких объективов – съемка пейзажей, архитектуры, интерьеров в сильно ограниченном пространстве или съемка людей в очень небольших помещениях.

Широкоугольные объективы. Пожалуй, самый распространенный вид, его отличает ФР от 28 до 35 мм.

Такие объективы обычно используются как штатные. Они замечательно подходят для съёмки пейзажей, помещений, и разве что для архитектуры их не всегда хватает.

Нормальный объектив. Это объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для пленки это 43 мм, для кропнутых матриц меньше. Однако ЭФР будет в любом случае примерно равно 43. Чаще всего на практике нормальным объективом (по отношению к конкретной камере!) будет объектив в ЭФР 40-50 мм. Если ФР меньше диагонали кадра, то объектив называется короткофокусным, если больше – длиннофокусным.

Используется в качестве штатного. ФР человеческого глаза примерно равно 50 мм, то есть угол зрения человеческого глаза и нормального объектива очень близки, что делает последний очень удобным в повседневной съемке.

Длиннофокусные объективы отличает ФР от 70 до 135 мм. Чаще всего такое же фокусное расстояние характерно и для макрообъективов, но о них мы расскажем чуть ниже.

Обычно используются для портретной съемки, так как при таком ФР отсутствуют искажения при передаче деталей и пропорций в портрете. С этой же целью их обычно делают светосильными для получения размытого фона в портретах. Позволяют гибко управлять ГРИП, акцентируя внимание на объекте за счет размытого заднего и/или переднего плана.

Телеобъективы. К этому классу можно отнести объективы с ФР больше 135 мм и далее. Объективы с ФР больше 400 мм еще называют сверхдлиннофокусными. Это самые дорогие объективы, их изготовление сопряжено со многими технологическими трудностями – например, необходимо обеспечить четкое изображение при значительном удалении объекта съемки, невзирая на различные атмосферные флуктуации, влияющие на рассеивание и поглощение света в воздухе.

При ФР больше 300 мм снимать крайне желательно со штатива, так как даже наличие стабилизатора изображений не всегда способно гарантировать четкий снимок. Телеобъективы отличаются большими габаритами и весом, причем чем больше и/или светосильнее объектив, тем больше будут размеры, вес и цена.

Основное предназначение – съемка удаленных объектов. Обычно это спортивные мероприятия и фотографирование диких животных. Также этими объективами зачастую пользуются папарацци, не имеющие возможности близко подойти к объекту съемки.

Отдельно стоит отметить зеркальные объективы. В их оптическую схему входит не менее двух зеркальных поверхностей, за счет чего можно существенно сократить длину объектива. Например, объектив Makinon 300/5.6 Reflex весит скромные 0,25 кг, в длину тянется лишь на 65 мм и раздаётся вширь только на 70 мм!

Но конструкция зеркальных объективов имеет свои недостатки – из-за особенностей хода лучей зеркальные объективы не имеют механизма регулирования диафрагмы. Обычно они недостаточно светосильные и без использования хорошего штатива непригодны. Кроме того, нет возможности управления ГРИП, да и качество ниже, чем у обычных линзовых телеобъективов.

Используются в том случае, когда габариты и вес переносимой техники играют большую роль и конечное качество снимка не так уж важно.

Альтернативная классификация

Фиксы и зумы. Все вышеописанные объективы дополнительно разделяются по способности к изменению фокусного расстояния. Можно выделить фиксы (объективы с заданным ФР) и зумы (с изменяемым ФР). Зумы могут быть как умеренными (2-5-кратные), так и гиперзумами – например, Sigma AF 18-200 mm f/3.5-6.3 ASP IF DC обеспечивает более чем 11-кратное увеличение. Но необходимо помнить, что чем больше зум, тем ниже качество снимка.

В целом, фиксы обеспечивают за ту же цену лучшее качество и светосилу, но при этом менее удобны в работе.

Макрообъективы. Многие считают, что «настоящей» макросъемка может считаться лишь в случае, когда соблюдается масштаб 1:2 или даже 1:1. Добиться этого можно только с помощью макрообъективов и дополнительных аксессуаров. Макрообъективы заслуживают отдельного рассмотрения. Макросъемка – жанр фотографии, в котором делаются снимки мелких объектов в масштабах 1:10 и крупнее. Масштабом называют отношение размера изображения на пленке или матрице к истинному размеру объекта. То есть если мы получили на матрице изображение муравья размером 1 мм при истинном размере муравья 5 мм, то это фотография с масштабом 1:5.

По ФР макрообъективы бывают различными – могут встречаться модели с ФР 50 мм, а могут быть и 200 мм. Длиннофокусные объективы используются в том случае, если нельзя слишком близко подойти к объекту съемки – например, при фотографировании насекомых.

Tilt-Shift. Стоят упоминания и Tilt-Shift – объективы с наклоном и сдвигом. Такие необычные «линзы» используют при съемке архитектуры. Конструкция предполагает возможность наклона и сдвига оптических элементов, что позволяет с большим удобством контролировать ГРИП, управлять плоскостью, а также избегать перспективных искажений при съемке зданий. Их ФР обычно равно 45 или 90 мм и всегда фиксировано.

Стандарты объективов и производители

Каждый производитель зеркальных камер соблюдает определённый стандарт разъёма (байонет) для подключения объективов. Например, камеры Canon поддерживают исключительно фирменные EF и EF-S, тогда как «зеркалки» Fujifilm совместимы со стандартами Nikon. Ниже крупным планом представлен байонетNikon AF-S:

Таблица соответствия байонетов и камер

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector