Основные принципы подбора сабвуфера в домашний кинотеатр

Выбор сабвуфера к домашнему кинотеатру

Сабвуфер – это отдельный динамик или монолитный блок с собственным усилителем, который отвечает за воспроизведение низких частот. «Низкими» принято назвать колебания в диапазоне 20-160 Гц. Из-за характера распространения таких звуковых волн человеческое ухо не способно определить расположение источника звука, поэтому сабвуфер даже в системах многоканального звука только один.

Ключевые моменты для выбора сабвуфера:

  • Частота воспроизводимых колебаний. Вполне достаточно 30-150 Гц. Звук на частоте ниже 30-ти Герц могут слышать немногие. Его скорее можно ощутить грудной клеткой, чем ухом. Ниже 20 Гц – это инфразвук. Слышать его не могут даже меломаны. Если вы хотите подойти к вопросу выбора профессионально, то стоит знать субделение:
    • «глубокие басы» – 20-40 Гц;
    • средние – 40-80 Гц;
    • высокие – 80-150 Гц.

Колебания выше 150 Гц уже могут эффективно воспроизводиться высокочастотными (ВЧ) колонками.

  • Мощность. Как отдельный критерий выбора её использовать не стоит. Но выходная мощность должна быть сопоставима с ВЧ-колонками. Например, если у вас 4 динамика по 30 Вт, то НЧ-динамик должен составлять им противовес – 30*4=120 Вт. Не стоит забывать о выходных параметрах источника звука. Если сабвуфер пассивный, то к нему потребуется отдельный усилитель, способный «раскачать» мембрану до нужной мощности.
  • Чувствительность. Это показатель, позволяющий оценить эффективность преобразования тока в звуковое давление (SPL). Чем он выше, тем лучше. Измеряется в дБ.
  • Звуковое давление. Величина характеризует громкость динамика.
  • Акустическое оформление. Может быть закрытым или с фазоинвертором. Первое при правильной конструкции может обеспечить самое чистое звучание, второе отличаются лучшим КПД и меньшими размерами. Лучше остановиться на модели с фазоинвертором (труба в корпусе, которая компенсирует создаваемое внутреннее давление при колебании мембраны динамика).
  • Частота среза. Показывает предел, выше которого все колебания фильтруются и воспроизводиться сабвуфером не будут. Применяется для моделей со встроенным усилителем.

Мощные колебания способен создать только динамик с большим диаметром и специальной мембраной, которую будет раскачивать мощная катушка индуктивности. Поэтому звуковое давление надо соотнести с объёмом и конфигурацией помещения.

На выбор сабвуфера влияют следующие факторы:

  • К какому оборудованию он будет подключаться – линейный выход, отдельный предусилитель, фильтр и так далее. От этого будет зависеть тип исполнения – активный или пассивный.
  • Объём помещения. Чем больше комната, тем выше должно быть создаваемое звуковое давление, на основании этого выбирают диаметр, габариты, вес и мощность, если усилитель внешний.
  • Предпочтения пользователя по частотам. Кому-то будет достаточно среднего диапазона, а кому-то важны басы. От этого зависит конструкция корпуса (с фазоинвертором или без него) и качество исполнения усилителя.
  • Дополнительный функционал. Сюда можно отнести возможность тонкой регулировки, различных способов подключения, совместимость со специфичным оборудованием и т.д.

Подключение напрямую зависит от характеристик выбранной колонки и имеющегося оборудования для воспроизведения звука.

Место расположения и направление динамика особой роли не играют, так как НЧ-колебания распространяются по всему объёму помещения.

Сабвуфер – что это такое?

Отдельная акустическая система, предназначенная для проигрывания низких частот диапазона звука. Большая часть современных сабов, выдает звук в частотном диапазоне от 25 до 180 ГЦ, но бывают и более продвинутые модели, воспроизводящее звук на более низких частотах от 15 до 170 ГЦ.

Выбор оборудования зависит от его вида:

  • закрытый саб;
  • фазоинвертноный;
  • полосовой;
  • активный;
  • пассивный.

Все виды имеют свои положительные и отрицательные стороны. Закрытый саб обладает множеством плюсов:

  • простота конструкции, полностью отсутствуют потери звука поверхности;
  • легко разобрать и поставить в машину;
  • минимальная задержка звукового сигнала, ровная АЧХ;
  • имеет более глубокий, насыщенный бас;

К минусам можно отнести следующие особенности:

  • если его разобрать, увидите, что диффузная часть головки нагружена давлением звука в корпусе;
  • диффузор менее подвижен, меньшая отдача звука;
  • большой объем корпуса. Сабы закрытого типа более тяжелые и громоздкие;
  • с уменьшением размера, качество звуковой частоты резко меняется в худшую сторону.
Читать еще:  «В ремонт» срочный сервис

Фазоинверторный сабвуфер — это динамик внутри корпуса и отверстием снаружи, который имеет следующие плюсы:

  • Диффузор более подвижен, а значит закрытая акустика выдает басы более низкой частоты, чем закрытый.
  • Звуковой сигнал гораздо мощней, громче за счет специфической конструкции. Закрытая акустика выдается с обратной части головки.
  • Требовательны к расчетам рабочей мощности. Сложная система, включающая большой количества факторов. Трудоемкая настройка своими руками.
  • Нуждается в тщательной регулировке, из-за чего возможны появления искажений нелинейного характера.

Полосовой саб – сочетает в себе закрытый и фазоинертнорный виды. Корпус включает в себе два объема – ящик закрытый, фазоинвертор. Довольно несложно разобрать своими руками и поставить в машину. Благодаря необычному сочетанию, сабвуфер выдает высокий звуковой диапазон, а частотный диапазон становится хуже.

Для изменения чувствительности, частотного диапазона, можно поработать с камерным объемом полосового саба – весьма трудная настройка, требующая профессионального подхода, иначе вы испортите его.

Выбор сабвуфера – ответственный процесс. Так как от него зависит качество звука. Например, закрытая акустика используется для воспроизведения более чистого звука. Он дороже остальных видов.

Выбор сабвуфера зависит не только от корпуса, но и от технических характеристик. Все сабы делятся на пассивные и активные. Они также имеют свои плюсы и минусы.

  • Усилитель встроен. Расширяют динамику системы акустики – способны понизить частотную границу. Настройка не сложная.
  • Обеспечивают наивысший уровень сигнала. Отсутствуют помехи. Как это делается? При воспроизведении баса, с громкоговорителя снимается нагрузка.
  • Легко регулируется частота – обычными тумблерами.

Пассивная акустическая система отличается своей низкой стоимостью, но и обладает низкой мощностью. Выбор такой техники в магазинах невелик.

Как подобрать сабвуфер

При выборе акустики стоит отдать предпочтение сабу закрытого типа. Так как он с одной стороны выдает мощный, насыщенный бас, а с другой – менее требователен к настройке и окружающей обстановке.

Пассивный или активный тип? Приобретайте активный, потому что это сэкономит вам деньги средства, ведь пассивный гораздо сложнее найти, да и отдельно покупать усилитель очень дорого.

Какой мощности? Нужно учитывать характеристики ваших колонок. Например, акустические колонки две штуки по 15 ВТ. Тогда мощность саба рассчитывается так – 1,5х(15+15) =45. Значит сабвуфер – 45 ват.

Зная характеристики акустического баса (активный, пассивный), и какие виды легче разобрать. Можно сделать правильный выбор в пользу сабвуфера, подходящего для нужного помещения.

Как выбрать сабвуфер для домашнего кинотеатра и музыки

в домашнем кинотеатре без него никак…

Сабвуфер (а чаще даже не один) – вещь жизненно необходимая в кинотеатральном комплекте, ведь многоканальный звук – это неотъемлемая часть любого фильма, и для сабвуфера (а вовсе не для поддержки «хилых» колонок, как некоторые думают) там даже выделены отдельные каналы со своей собственной информацией.

Добавить баса системе из телевизора с саундбаром? Нет ничего проще!

…и в стереосистеме его наличие тоже желательно

Сходу разбёрем пару типичных ситуаций.

Допустим есть любимые полочные колонки, звучание которых очень нравятся, но по объективным параметрам они не способны «прокачать» имеющееся помещение. Добавлением саба вы не измените их узнаваемый звуковой почерк, но обеспечите весомый басовый фундамент (расширение частотного диапазона вниз).

Сабвуфер пригодится в любой системе

Ещё вариант – переезд в новую квартиру и осознание того, что имеющиеся колонки (пусть даже и напольные) не обеспечивают необходимого качества звука в увеличившемся по объёму помещении. «Подпереть» их сабом снизу – милое дело: это точно дешевле, чем менять сами колонки, а следом за ними, возможно, и усилитель.

Дело не только в басе

Хороший сабвуфер не только увеличит протяжённость АЧХ вниз, он ещё и существенно разгрузит средний и высокий частотный диапазон усилителя основных колонок, сделает их звучание чище и детальней.

Основные критерии выбора

Выбирая сабвуфер для своей системы, вы должны ориентироваться, прежде всего, на следующие факторы.

Потенциал основных колонок.

Если это компактные колонки с нижней граничной частотой порядка 60 – 70 Гц, то вам подойдёт практически любая, даже относительно бюджетная модель сабвуфера (от 10 000 до 20 000 ₽) – наример, Ultimate SYM 5 .

Читать еще:  Как своими руками устранить неисправности снегоуборочной машины

Если же это полноразмерные напольники, способные «копнуть» чуть ли не до 30 Гц, то для действительного улучшения качества их звучания придётся раскошелиться и на соответствующую модель сабвуфера, потому что ему придется опускать нижнюю граничную частоту системы чуть ли не на октаву, а это – задача для сильных духом!

В качестве примера можно привести сабвуферы REL .

Параметры помещения

Нужно прикинуть кубатуру помещения, чем она больше – тем мощнее должен быть сабвуфер.

Производители сабвуферов выпускают множество разных моделей – от самых маленьких до весьма внушительных, и вы всегда сможете подобрать способную «прокачать» именно ваше помещение

Приступаем к выбору

Самое сложное – слитность с основной акустикой

Сабвуфер и основные колонки должны совпадать как тембрально, так и динамически. Это критерий не качественный, а скорее – характеризующий индивидуальный почерк динамиков, в первую очередь – скорость их отклика. Необходимо добиться единообразной фактуры звучания, чтобы ни один из источников не выбивался из общего хора, а для этого важно в том числе и обеспечить бесшовный частотный стык сабвуфера и колонок. К этому можно прийти двумя путями простым и сложным:

Простой путь – «родной» саб

Допустим, вы – ярый поклонник монобрендового подхода к формированию ассортимента колонок у себя дома. Тогда вам прямая дорога за продукцией проверенных производителей, вроде английского Monitor Audio , немецкого ELAC или датского System Audio , которые предлагают множество решений по озвучиванию в рамках поставленных задач. Помимо гарантированного именем производителя качества изготовления и звучания, вы получаете единообразие дизайна и отделки, а также, что не менее важно – одинаковую тональность, в силу конструктивной идентичности всех акустических компонентов системы.

В рамках одной модельной линейки работа всех акустических систем, включая сабвуфер, тщательно сбалансирована производителем

«Чужой» сабвуфер – сложно, но результат может быть лучше

Если собрать систему целиком от одного производителя не представляется возможным (либо вы просто не ставите перед собой такую цель), то можно обратиться за помощью к специализированной компании, выпускающей исключительно сабвуферы. Например, к такому легендарному британскому производителю, как REL. Да, тут придётся повозиться с выбором и настройкой, но результат вас точно не разочарует.

Качество REL вас точно ре разочарует!

А вот от чего хотелось бы предостеречь, так это от попыток использовать сабы, созданные для «чужой» модельной линейки. В отличие от них, сабвуферы специализированных фирм изначально разрабатываются, чтобы «подружиться» с любой акустикой, и согласовать систему вам будет проще.

Определяемся с конструкцией

Самое основное: «калибр», количество и конструкция динамиков

Вариантов, естественно, море, но если брать крайние значения, то, скажем, сабвуфер с 8-дюймовым бумажным басовиком больше подойдёт для каких-нибудь настольных полочников, а если мы говорим про кинотеатр в большом зале, то тут явно речь должна идти о карбоновых или металлических диффузорах диаметром как минимум 10 – 12 дюймов.

REL 212/SE – особая конструкция для больших помещений

Акустическое оформление

Оно определяет тот объём воздуха, с которым контактирует диффузор сабвуфера в его корпусе.

Фазоинвертор — самый тривиальный вариант: с его помощью можно заставить басить относительно небольшой динамик в компактном корпусе, но придётся смириться с определёнными компромиссами в звучании, прежде всего с «сопением» – призвуками порта при прохождении по нему воздушного потока, а также с более резким падением АЧХ после частоты настройки порта, по сравнению скажем с закрытым АО. Результат воспринимается, «как гудение на одной ноте».

Пассивный радиатор — промежуточное решение, когда роль фазоинвертора выполняет ещё один динамик, но без магнитной системы. Это избавит нас от «сопения».

Самый музыкальный сабвуфер – с закрытым акустическим оформлением, но он же и самый громоздкий, сложный в расчётах и производстве и, как следствие – недешёвый.

Закрытый корпус для сабвуфера – самое «музыкальное» решение

Читать еще:  Какую швейную машину лучше купить

В качестве встроенных сабвуферных усилителей чаще всего используются модели классов АВ или D . Первые – традиционные, этой технологии уже несколько десятков лет, и пожалуй единственный её недостаток – сложность с обеспечением сверхбольших значений выходной мощности. Его лишены модели класса D (на базе широтно-импульсной модуляции), но традиционные усилители, работающие по этому принципу, иногда обвиняют в недостаточной музыкальности.

Теперь дело за функционалом

Как и йогурты, не все сабвуферы одинаково полезны. Даже если не принимать во внимание качество их разработки и производство, они существенно разнятся по функциональному оснащению.

Выбирая саб, нужно иметь в виду, что придётся его подключать к основной системе. Поэтому обратите внимание на способы подключения, которые предусматривает та, или иная модель.

Коммутация, настройка и управление сабвуфером – практически неисчерпаемый источник разнообразия. Минимальный набор, который есть почти у всех:

  • Уровень сигнала
  • Частота и крутизна раздела
  • Регулировка фазы

Дальше начинаются различные опции: беспроводное подключение, параметрический эквалайзер, дистанционное управление (в том числе с помощью мобильного приложения) – все эти вещи по-своему полезны, но только в том случае, если вы умеете ими пользоваться.

Специальное мобильное приложение от производителя поможет без труда настроить сабвуфер для работы в любых условиях

Способы подключения сабвуферов к системе

Классический вариант коммутации кинотеатрального саба – подключение его к специализированному сабвуферному выходу на AV-ресивере. Все остальное сделает настроечный микрофон и встроенное в ресивер ПО, этот функционал сейчас имеется даже у самых бюджетных моделей.

Со стереосистемами малость посложнее – штатных вариантов подключения там не существует и всё зависит от изобретательности и опыта производителя сабвуферов, как именно он предусмотрел интеграцию своего изделия.

Существуют ли нетипичные методы подключения?

Ещё бы! Британская компания REL, один из патриархов сабвуферного движения, предлагает целых три варианта:

  • традиционный линейный
  • специализированный низкочастотный кинотеатральный
  • фирменный высокоуровневый

Для большинства сабвуферов реализуем только линейный способ подключения. Его REL считает наименее предпочтительным, предлагая использовать только в том случае, если для использования других вариантов нет технической возможности.

Вы всегда сможете выбрать для себя оптимальный способ подключения сабвуфера, если, конечно, производитель позаботился об этом

В высокоуровневом режиме сабвуфер фактически подключается к усилителю параллельно колонкам. Такой способ подключения обеспечивает идентичность поступления сигнала на все излучатели и слаженность их работы.

В кинотеатральном режиме используется специализированный вход канала низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effects). Но есть возможность задействовать его параллельно с высокоуровневым, что, согласно заверениям производителя, дополнительно улучшит качество звучания.

Таким образом, сабвуферы REL способны не только отрабатывать низкочастотные спецэффекты, но и, одновременно, поддерживать басом основную акустику.

Кино, или музыка?

Если вы ищете сабвуфер для домашнего кинотеатра, то основными требованиями к нему должны стать развиваемая громкость и отсутствие посторонних призвуков. Ведь не зря все эти взрывы и прочие звуки называются «эффектами», и сабвуфер, в данном случае, выступает инструмент для их реализации.

Домашний кинотеатр требует от сабвуфера «эффектной» работы

Если же мы говорим про музыку, то там на первом месте выходит эмоциональность звучания, а значит оттенки, обертона и прочие тонкие материи. Для них важнее точность и честность, которые кроются возможно не в громоподобной мощности, но в деликатности и детальности. Проще говоря, сабвуфер в стереосистеме должен играть басовые ноты, а не гудеть на одной ноте и не громыхать. И проверить это можно только одним способом: послушать «потенциального кандидата» в салоне, где смогут создать условия, похожие на те, что имеются у вас дома.

Во-первых, сабвуфер – желательный элемент практически любой аудиосистемы – как стерео, так и многоканальной.

Во-вторых, заложите некоторое время на выбор. Сначала подберите 3-5 вариантов по характеристикам, а потом приходите на прослушивание в салон. Такой подход позволит вам сузить круг «кандидатов» и сэкономить время.

Выбор сабвуфера – дело трудное, но благодарное. Живое объёмное звучание обновлённой музыкальной системы стоит затраченных усилий.

Как подобрать сабвуфер мы вам рассказали. А скоро расскажем о том, как его настроить!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector