Содержание

Правила езды на мотоблоке по дорогам общего пользования

Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 24-АД16-4 Суд отменил принятые по делу судебные акты о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и прекратил производство по делу, поскольку мотоблок не может быть признан транспортным средством

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу Гагаузова С.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., Гагаузов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гагаузов С.М. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Гагаузова С.М., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Как усматривается из материалов дела, 19 сентября 2015 г. должностным лицом ГИБДД в отношении Гагаузова С.М. составлен протокол . об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4).

Согласно данному протоколу 19 сентября 2015 г. в 18 часов 40 минут в районе д. 86 по ул. Ленина в ст. Курджипской Майкопского района Республики Адыгея Гагаузов С.М. управлял самоходным транспортным средством (мотоблоком) с признаками опьянения, отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, после чего не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Гагаузова С.М. постановлением мирового судьи к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи о наличии в деянии Гагаузова С.М. состава данного административного правонарушения и принятым им решением согласились.

Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Исходя из положений пункта 2.3.2 Правил дорожного движения и диспозиции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

При этом в силу примечания к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с техническими характеристиками мотоблока «Нева» рабочий объем его двигателя превышает 50 кубических сантиметров, но в то же время максимальная скорость менее 50 километров в час.

Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения», в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.

Государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также прицепов к ним осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Читать еще:  Чем удобны паровые швабры Karcher

Согласно пункту 2 данного постановления регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют подразделения Государственной инспекции, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, — органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора).

Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на машины государственных регистрационных знаков установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.

В соответствии с пунктом 1.4 указанных Правил государственной регистрации, учету в соответствии с данными Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. N 796.

Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807, под самоходными машинами понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам.

Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.

С учетом данного обстоятельства выводы судебных инстанций о том, что Гагаузов С.М., управляя мотоблоком, являлся водителем транспортного средства и соответственно субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу — прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу Гагаузова С.М. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Майкопского района Республики Адыгея от 11 декабря 2015 г., решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2016 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2016 г., вынесенные в отношении Гагаузова С.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обзор документа

Гражданин, управлявший мотоблоком, был привлечен к административной ответственности за отказ пройти медосвидетельствование на состояние опьянения.

Однако Верховный Суд РФ счел, что состав правонарушения отсутствует.

Субъектом данного правонарушения является водитель — лицо, управляющее транспортным средством.

Между тем мотоблок не относится к транспортным средствам, подлежащим госрегистрации, и не является самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право. Он не может быть признан транспортным средством исходя из формулировки этого понятия, содержащейся в КоАП РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нужны ли права на мотоблок?

В последнее время на фермерских и дачных участках появляется все больше мототехники, которая помогает справиться со сложными и трудоемкими работами по обработке и вспашке грунта. Техника достаточно универсальная, так как позволяет не только культивировать грунт, но и транспортировать различные грузы, а следовательно, может считать транспортным средством.

Но так ли это? Тогда возникает вполне закономерный вопрос – а необходимы ли права на мотоблок? Можно ли выезжать на общественные дороги, каких правил придерживаться и надо ли соблюдать правила дорожного движения?

Является ли мотоблок транспортным средством?

Вопрос о причастности мотоблока к разряду транспортных средств волнует многих владельцев этой техники.

Но мы можем сказать с уверенностью, что мотоблок не является транспортным средством. Об этом заявляет непосредственно производитель. В инструкции по эксплуатации четко прописано, что использовать мотоблок на дорогах общественного пользования нельзя!

Если заглянуть в законодательство, то там тоже категорично прописано, что данная техника не относится к категории транспорта. И как следствие, не нуждается в официальном оформлении с последующей регистрацией и прохождением техосмотра на государственном уровне.

Поэтому эксплуатировать его можно только на участках, ферме или даче.

Можно ли на мотоблоках ездить по дорогам общего пользования?

Но вопрос о транспортировке грузов остается открытым. Во время перевозки груза при использовании прицепа или телеги владельцу приходится передвигаться по дорогам общественного назначения.

При этом регулярно приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД, которые не приминают напомнить предупреждением в виде штрафа, что мотоблоку на дороге не место. Но не стоит расстраиваться, а наоборот лучше запастись необходимыми знаниями и выезжать на дорогу во всеоружии.

Всем известно, что получить водительские документы и сдать экзамены на категорию по вождению мотокультиваторами нет. Но, выехав на дорогу на мотоблоке с прицепом, водитель автоматически считается участником дорожного движения.

Поэтому автоинспектор может попросить предоставить соответствующее удостоверение о том, что вы не просто знакомы с дорожными правилами, а и знаете их в совершенстве.

Ведь на чем бы вы не ехали, на дороге без этих знаний не обойтись. К тому же, если вы передвигаетесь с пассажирами в кузове, то вполне вероятно, что оштрафуют всех. И причиной послужит пункт 22 ПДД, который гласит о том, что транспортировать людей можно только на автотранспорте.

Чтобы избежать неприятностей, лучше всего подготовиться и стать полноценным участником движения на дороге.

Для этого потребуется:

  1. Открыть любую категорию, пусть даже самую маленькую А, разрешающую управление мотоциклами. Она станет неоспоримым доказательством того, что вы знакомы с правилами и знаете, как реагировать на различные дорожные знаки и сигналы светофора.
  2. После этого, управляя мотокультиватором, берите с собой удостоверение и в случае необходимости сможете предъявить его.
  3. Если планируете ездить на мотоблоке регулярно, то поставьте на него фару, а прицеп обклейте лентой, которая хорошо отражает свет фар.
Читать еще:  Эргономичная и функциональная угловая кухонная вытяжка

Последовав этим рекомендациям, вы не только обезопасите себя на трассе, но и будете считаться правомерным участником дорожного движения.

Однако, будьте готовы к тому, что при нарушении правил, вас также, как и остальных можно будет привлечь к ответственности.

Со скольки лет можно управлять мотоблоком?

Никаких сведений о том, со скольки лет можно начинать управлять мотоблоком в инструкции по эксплуатации нет.

Однако, если вы планируете использовать его только в пределах своего участка, то достаточно того, чтобы хватило сил управлять ним, ведь многие модели достаточно тяжелые.

Сложно будет справиться с мотокультиватором и ребенку 12 лет, так как при управлении требуется определенная сноровка, сила, знание и умение управлять механизированным агрегатом.

Планируя использовать мотоблок в качестве перевозчика грузов, вам придется перемещаться по проезжей части, вот именно для этого и потребуются права, о которых было сказано выше. А их получают только по достижению 18 лет.

Поэтому, делая выводы, очевидно, что при эксплуатации мотоблока в пределах своего участка, наличие прав на его управление не требуется.

Однако, если приходится перемещаться по проезжей части, то желательно получить водительские документы.

Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом?

Мотокультиватор, оснащенный прицепом, не считается автотранспортом, попадающее под правила дорожного движения, поэтому права на него не требуются.

Но существует множество факторов, которые обязывают владельца и водителя мотоблок получить водительское удостоверение.
Во всех правомерных вопросах необходимо основываться на законодательство, которое в случае с мотоблоком не считает его транспортным средством с мотоблоком он или без него.

В правилах дорожного движения мотоблок также не причисляется к автотранспорту, поэтому никаких записей на этот счет нет. Получается, что на полях и тех участках дорог, где нет госавтоинспекции, можно передвигаться на мотоблоке без водительского удостоверения.

Однако, в инструкции по эксплуатации мотокультиватора указано, что передвигаться на нем по дорогам общего назначения запрещено.

Но перевозить грузы то надо. Поэтому без наличия прав, свидетельствующих о том, что вы знакомы с правилами поведения на дороге, водителю мотоблока с прицепом будет трудно общаться с представителями госструктур.

Для того, чтобы официально зарегистрировать свой мотоблок в качестве транспортного средства возникают множество условий, которые требуют установить на него зеркала заднего вида, госномер, фары, габаритные огни и прочее, что решительно отбивает охоту у фермера действовать по закону.

Поэтому наличие прав, свидетельствующих о знаниях правил дорожного движения, будет достаточно.

Как действовать владельцам мини-тракторов?

Фермеры, владеющие мини-трактором, немногим отличающимся в законодательной базе от мотоблоков, тоже задаются вопросом – так ли необходимы документы на мини-трактор, разрешающие использовать его на трассе?

Однако, в отличие от малой сельхоз техники, права на трактор обязательны. Согласно правилам, осуществлять вождение миниатюрным трактором на дорогах общественного значения можно только после прохождения обучения и успешной сдачи экзаменов.

Человек, проживающий в России и решивший купить минитрактор, должен придерживаться следующих правил:

  1. Заводские агрегаты необходимо регистрировать.
  2. Получение удостоверения о праве вождения трактора является обязательным.
  3. В случае, если ваш агрегат является самодельным, то на нем нельзя перемещаться по дорогам общего пользования, особенно когда зима.

Владельцу необходимо зарегистрировать устройство в Гостехнадзоре России, который занимается оформлением такого рода техники.

После этой процедуры выдается разрешение на пользование мототрактором и он ставится на учет.

Обязательным условием постановки является проведение техосмотра, который осуществляется независимо от того, что планируется делать с его помощью.

Возраст, после которого разрешается управлять мотоблоком

Никакой информации на этот счет в инструкции по эксплуатации не написано. Однако, определенно ясно, что управлять мотоблоком достаточно сложно для неподготовленного подростка, потому что требуются не только определенные навыки, но и сила для удержания его во время культивации или других работ.

Использование мотоблока в качестве транспортировочного средства по дорогам общего назначения подразумевает наличие знаний правил дорожного движения и понимания техники безопасности.

Для того, чтобы беспрепятственно передвигаться на мотоблоке по трассе необходимо иметь права, которые выдаются, согласно действующему законодательству, лицам, достигшим совершеннолетия и получившим паспорт. Т.е. в соответствии с пунктом 21.4 ПДД России «Человеку, который желает обучаться езде на мопеде или мотоцикле должно исполниться 16 лет».

А вот перевозить пассажиров можно только с 18 лет.

Закон о мотоблоках 2018

Как такового закона в России о мотоблоках в 2018 году, дающего право на езду по дорогам общественного назначения, нет и вряд ли появится.

Но всем тем, кто не может обойтись без своего верного помощника и осуществляет перевозку только грузов только на нем, желательно получить права хотя бы категории «А», разрешающей езду на мотоциклах.

Это будет достаточно, чтобы убедить остановившего вас инспектора ГИБДД в том, что вы владеете информацией о правилах безопасного передвижения на дороге.

Нужны ли права на мотоблок?

Пахать землю вручную в наши дни нерентабельно – даже на небольшой огород в десяток соток уходит много сил. Благодаря техническому прогрессу появилось множество вспомогательных машин. Мотоблок давно используется не только фермерами, но рядовыми гражданами в личной сельхоздеятельности.

Преимуществ в эксплуатации этого механизма – предостаточно, но иногда у владельцев начинаются проблемы, когда они сталкиваются со стражами порядка. Возникают вопросы, на которые сходу сложно дать ответ, если лишь поверхностно знаком с законодательством. Попробуем разобрать наиболее актуальные аспекты:

  • документы для беспрепятственного передвижения на мотоблоке;
  • правила езды на мотоблоке;
  • мотоблок с прицепом как самостоятельное транспортное средство;
  • предвиден ли законодательством штраф за езду на мотоблоке по дороге общего пользования?

Путаницы добавляет еще и то, что периодически в законодательстве происходят изменения, так что владельцам приходится внимательно следить за последними новостями в этой области.

Является ли мотоблок транспортным средством?


Разобраться в том, мотоблок — это транспортное средство или нет, сложно даже на основании юридических документов. Транспортный мотоблок классифицируется как универсальное мобильное устройство, если быть точнее, то это разновидность малогабаритного трактора. Но считается он как самостоятельный вид транспорта? Скорее нет, чем да. Мотоблок как транспортное средство можно отнести сразу к нескольким категориям, в зависимости от габаритов.

Это может быть небольшой мотоблок с маленьким движком, рабочий инструмент закреплен на оси, и оператор просто идет сзади, управляя им. Но есть и более массивные устройства, к которым прицепляются дополнительные принадлежности с помощью кронштейна (прицеп, севалка, фреза и т.п.), тогда они приравниваются к категориям самоходных машин. В первом случае вряд ли у вас возникнут проблемы с законом, а вот во втором есть некоторые нюансы.

Можно ли ездить на мотоблоке по дорогам общего пользования?


Согласно нормативным документам, езда на мотоблоке по дорогам общего пользования запрещена. Тут вроде все однозначно – по общественной магистрали можно перемещаться только на транспортном средстве, которое зарегистрировано. А так как транспортное средство из мотоблока не подлежит регистрации, то и выезжать на нем на проезжую часть запрещено. Исключением могут быть лишь некоторые современные модели, которые регистрируются после выпуска из завода. На таком мотоблоке можно ездить по дороге, имея нужные документы.

Запрет касается только проезжей части, а можно ли на мотоблоке ездить по дороге, не имеющей твердого покрытия? Теоретически, мотоустановку можно приравнять к гужевому транспорту – появится возможность передвигаться по обочине. Передвигаться же по полевым путям можно неограниченно. Касательно этого возникает несколько вопросов, которые требуют разъяснений:

  • передвижение по полевым дорогам без прав;
  • нужные на мотоблок права;
  • как ездить на мотоблоке с прицепом по обочине, чтобы не нарушать закон?
Читать еще:  Какой скважинный насос лучше выбрать

Нужны ли права на мотоблок с прицепом в Беларуси и других странах СНГ?


Мотоблок с прицепом являет собою более сложное устройство, и часто на нем приходится перемещаться по общим путям, осуществляя перевозку. Чтобы дать ответ на вопрос «надо ли права на управление мотоблоком с прицепом», придется заглянуть в закон «О дорожном движении». Изучив его, можно прийти к выводу, что необходимо иметь права категории «D» (право на управление самоходными машинами сельхозназначения) или «Е» (иные самоходные машины).

В других странах СНГ (в частности в России и Украине) вполне будет достаточно категории «А» или «А1», ведь в принципе мотоблок с прицепом напоминает мотоцикл с коляской. Имея при себе водительское удостоверение даже на начальную категорию, вы сможете подтвердить, что знаете базовые ПДД. С этого фактически вытекает, что нужно быть совершеннолетним? Ну, не обязательно.

Так со скольки лет можно ездить на мотоблоке?


Итак, мы выяснили, что передвижения по дорогам на мотоблоке либо запрещено, либо регулируется строгими правилами. Но нужны или нет права на мотоблок, если пахать на нем на собственной даче, и со скольки лет можно это начинать делать? Если вы не добираетесь к рабочему месту по шоссе (то есть огород расположен возле вашего двора), то никто не имеет права предъявлять вам какие-либо претензии.

Возрастных ограничений при работе с мотоблоком фактически нет. Есть требования относительно техники безопасности. Следует помнить, что для управления мотоблоком нужна немалая физическая сила, поэтому не рекомендуется доверять управление агрегатом детям до 14-15 лет. Ну а если на нем нужно ехать по обочине, что сводится к наличию прав, то возрастная планка поднимается до 18 лет.

Какие права нужно оформить для езды на мотоблоке с прицепом, минитракторе

В таком нелёгком труде как ведение подсобного, садоводческого или фермерского хозяйства невозможно обойтись без средств малой механизации – мотоблоков и минитракторов. С их помощью аграрии обрабатывают землю, высаживают различные культуры, убирают урожай и решают прочие задачи. Потому как хозяйственникам периодически приходится выезжать на моторизированной сельхозтехнике за пределы своих участков, их интересует: имеют ли они право ездить по общественным автомобильным дорогам и нужен ли для этого разрешающий документ?

Нужны ли права на мотоблок с прицепом?

Беспрепятственно ездить по дорогам общественного пользования могут владельцы любых транспортных средств, которые имеют при себе водительские права с соответствующей категорией и знакомы с правилами дорожного движения (ПДД).

По этой же причине эксплуатировать на автодорогах всеобщего пользования данный вид минитехники с прицепом нельзя. Об указанном правиле свидетельствует и надпись в паспорте, прилагаемом к большинству моделей мотоблоков российского производства. Транспортировать мотоблок разрешается только при помощи прицепа трейлера. Для самостоятельной езды по общей автомобильной трассе нужен пропуск к месту работы. Его, как правило, выдаёт автодорожная служба рабочему, когда нанимает спецтехнику для асфальтирования дорог.

Но как тогда быть обладателям моторизированных сельхозагрегатов, которые хотят использовать их для своих целей и не иметь проблем с представителями Госавтоинспекции? Все же есть один вариант максимально обезопасить себя от проблем с ДПС.

Для этого собственникам мотоблоков с прицепами нужен удостоверяющий бланк на одну или несколько открытых категорий. Например, фермеру для езды на мотоблоке с прицепом достаточно иметь категорию «A» или «A1», которая предоставляет законное право на управление автомототранспортом, включая мотоциклы, мотоколяски. Нужен такой вид категории и для подтверждения, что владелец моторизированной минитехники с прицепом знает элементарные правила движения. Кроме всего прочего водить мотоблок по автотрассе нужно с установленными на нём передними ходовыми огнями и специальными светоотражающими (световозвращающими) элементами на борту прицепа.

Права на управление нужны как своеобразная страховка в случае, если аграрию понадобится воспользоваться общественной автомобильной дорогой. Например, для доставки своей моторизированной техники к месту проведения сельскохозяйственных работ, транспортировки прицепом сена с отдалённого покоса или корнеплодов с дачного участка.

Какие права нужны для езды на минитракторе?

Что касается минитрактора, то требования по его эксплуатации на общих автодорогах немного отличаются от тех, что предъявляются к мотоблоку.

Так как минитрактор, с прицепом или без, относится к самоходным сельскохозяйственным машинам, следовательно, является полноценным транспортным средством. Поэтому на нём дозволено ездить по общественным автотрассам, но водителю нужен своеобразный допуск на эксплуатацию данного вида техники.

Такое право предоставляет инспекция Гостехнадзора и только тем обладателям минитракторов, которые прошли надлежащее обучение и успешно сдали экзамены по вождению.

В подтверждении того, что собственник имеет право на управление сельскохозяйственной техники, выдаётся удостоверение тракториста с соответствующей категорией, которая открывается в зависимости от типа трактора и объёма двигателя. Итак, категория:

  • «B» даёт право на эксплуатирование гусеничных и колёсных минитракторов с двигателями мощностью до 25,7 кВт;
  • «C» позволяет управлять колёсными минитракторами и тракторами, у которых стоят силовые агрегаты с мощностью 25,7-110,3 кВт;
  • «D» предоставляет право на эксплуатацию тракторов с мощностью двигателя более 110,3 кВт;
  • «E» разрешает управлять только гусеничной машиной, оснащённой двигателем мощностью более 25,7 кВт.

Чтобы владелец трактора смог получить соответствующую категорию водительских прав нужно, чтобы его «железный конь» благополучно прошёл технический осмотр и государственную регистрацию в службе Гостехнадзора. Такой порядок нужен для всех моделей тракторов и минитракторов, произведённых в заводских условиях и официально продаваемых в России.

А вот сертификация заводским тракторам не понадобится, так как такая процедура уже проведена заводом-изготовителем.

Удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией, выданное собственнику трактора государственной инспекцией по техническому надзору, действительно только на территории России. Заполнение тракторных «корочек» производится в соответствии с установленным образцом.

На одной стороне удостоверения располагается его название, серия, номер и дата выдачи, а так же фотография, данные и подпись владельца, на другой – обозначена категория техники, которой он имеет право управлять.

Права на самодельный минитрактор

Довольно часто владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры задействуют для своих работ самодельные минитракторы, созданные из заводских узлов и агрегатов или переделанные из тяжёлых мотоблоков марки Кентравр, Зубр, Форте и прочих.

Полноприводные переделки и самоделки так же, как и тракторы заводского производства, необходимо в обязательном порядке узаконивать, то есть регистрировать в Гостехнадзоре. Для этого собственники техники (переделанной из мотоблока или сделанной своими руками) предоставляют в инспекцию:

  • заявление на регистрацию переделанного или произведённого собственноручно трактора;
  • удостоверение личности с отметкой постоянного или временного места жительства;
  • оригиналы (допускаются и копии) товарных чеков на купленные узлы, детали и агрегаты, которые были использованы для изготовления трактора.

Затем составляется акт, в котором указывается, отвечает ли переделанная или собранная собственноручно конструкция техническим нормам. А также, удовлетворяет ли минитрактор требованиям экологии и безопасности дорожного движения: оснащён ли он нужными сигнальными и светотехническими приборами, хватает ли устойчивости против опрокидывания, достаточны ли тормозные свойства и прочее.

Если все технические и экологические нормы в порядке и доказано, что собранный своими силами минитрактор пригоден к эксплуатации, его владетелю выдаётся технический паспорт и номерной знак, а после сдачи соответствующих экзаменов по вождению — удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией.

Имея на руках разрешающую бумагу, собственник трактора может законно выезжать на общественную дорогу, в том числе и с прицепом, при условии, что самоходное средство не будет усложнять обстановку на проезжей части и препятствовать транспортному процессу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector