Топливо для холодильника: каким запахом обладает фреон

Эволюция холода: хладагенты в современных холодильниках

Хладагент — это рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении и в процессе испарения отнимает тепло от охлаждаемого объекта, а затем после конденсации передаёт его окружающей среде.

Современные холодильники в основном компрессионные и, как следует из названия, имеют компрессор (а некоторые модели даже два). Кроме этого, конструкция предусматривает испаритель. Меж ними циркулирует хладагент. Сначала сжатый компрессором хладагент, находясь в газообразном состоянии, поступает в конденсатор — длинную зигзагообразную трубку. Там он превращается в жидкость и отдаёт тепло окружающей среде. Через специальный регулирующий вентиль жидкий хладагент поступает в испаритель, который находится внутри теплоизолированной морозильной или холодильной камеры. Там давление падает, он начинает кипеть, испаряется, снова превращаясь в газ, отбирая при этом тепло у окружающего воздуха. Камера холодильника охлаждается. Испарившийся хладагент опять сжимается компрессором и попадает в конденсатор. И так цикл повторяется снова и снова. Этот принцип охлаждения используется в большинстве холодильников уже десятки лет.

1 — компрессор; 2 — нагнетательный трубопровод; 3 — конденсатор; 4 — фильтр-осушитель; 5 — капиллярная трубка; 6 — испаритель холодильной камеры; 7 — испаритель морозильной камеры; 8 — всасывающий трубопровод» src=»http://pics.rbc.ru/img/cnews/2008/02/15/1.jpg»>

Схема компрессионного холодильника:
1 — компрессор; 2 — нагнетательный трубопровод; 3 — конденсатор; 4 — фильтр-осушитель; 5 — капиллярная трубка; 6 — испаритель холодильной камеры; 7 — испаритель морозильной камеры; 8 — всасывающий трубопровод

Однако есть и другой тип холодильников, пусть и менее популярный сегодня, — абсорбционные. Циркуляция рабочих веществ: абсорбента (воды) и хладагента (как правило, аммиака), имеющих разную температуру кипения при атмосферном давлении, осуществляется посредством абсорбции. Аммиак поглощается водой, получившаяся смесь подогревается с помощью электрического или газового нагревателя. При этом происходит выпаривание аммиака, который, испаряясь, потребляет теплоту камеры холодильника, то есть способствует её охлаждению. Абсорбционные холодильники в основном маленькие, однокамерные. Яркий пример такой техники — великолукские холодильники «Морозко».

Схема устройства абсорбционного холодильника

Как всё начиналось

История появления холодильников, конечно, не сравнится с историей цивилизации, но всё-таки насчитывает несколько веков. В древности снег и лёд помогали людям сохранять пищу (этот способ длительного хранения продуктов питания пришёл в Европу из северных широт). У народов, населявших те края, замороженные рыба, оленина и ягоды хранились месяцами. Однако в более тёплом климате нужны были специальные ледяные шкафы, а поставлять лёд для них стоило очень дорого. Те, кто не мог себе это позволить, вынуждены были хранить продукты по-другому : квасить капусту, солить мясо, сушить фрукты и грибы. Так продолжалось довольно долго. Постепенно начали проводиться различные исследования, способствующие поиску решения вопроса сохранения пищи. Но прорыва удалось достигнуть только в 19 веке. В 1834 году появилась первая холодильная компрессионная машина. Тогда-то мир и столкнулся впервые с хладагентами. В этой машине использовался диэтиловый эфир.

Серийное производство холодильников в начале XX века активнее всего развивалось в США. Практически во всех машинах того времени в качестве хладагента использовались аммиак, различные эфиры и некоторые другие весьма токсичные и опасные для человека вещества. Из-за поломок таких агрегатов и контакта людей, в частности, с аммиаком высокой концентрации нередки были даже смертельные случаи. Поэтому учёные стали искать другие вещества, которые можно использовать в качестве хладагентов. Так появились фреоны.

Один из первых серийных американских холодильников — Frigidaire

Воцарение фреонов

Фреоны — это химические соединения на основе метана или этана. Их физическое состояние — газы без цвета и запаха, безвредные для человека. Первой фреон синтезировала американская компания «Кинетик Кемикалз Инк» в начале 30-х годов прошлого века. Эта же фирма и дала название новому веществу. Тогда же было введено его обозначение: латинская буква «R» (по первой букве английского слова Refrigerant) — и цифры: код, определяющий свойства. Первый фреон назывался R-12 (дифтордихлорметан). Фреон из чистого метана имеет марку R-50 , а из этана — R-70 . Все остальные фреоны получаются смешением этих двух газов и замещением атомов водорода атомами хлора или фтора.

Сейчас в мире синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся по свойствам и химическому составу. Основные требования, которые предъявляются к фреонам, — это минусовая температура кипения при атмосферном давлении, конденсация при низком давлении, а также высокая хладопроизводительность. Кроме этого, необходимы высокий коэффициент теплопроводности и теплопередачи. Желательна и низкая стоимость. Таким требованиям лучше других раньше отвечали фреоны R-12 и R-11 (фтортрихлорметан), использовавшиеся обычно в бытовых холодильниках, а также R-22 (дифторхлорметан), применявшийся в низкотемпературных промышленных холодильных установках. Для получения очень низких температур были разработаны хладагенты R-13 , R-503 и R-13B1 .

Скрытая угроза

Всё шло прекрасно: и производители, и потребители были довольны. К 1976 году объём производства того же R-12 достиг почти 340 тысяч тонн. Определённая часть из этого количества предназначалась как раз для холодильных систем, систем охлаждения воздуха, баночек с аэрозолями Но 80-е годы прошлого века стали началом «тяжелых времён» для уже привычных фреонов. Ученые, исследовавшие причины нарушения озонового слоя Земли, пришли к выводу, что многие фреоны наносят ему ощутимый вред. Также оказалось, что фреоны участвуют в возникновении парникового эффекта, потому что задерживают инфракрасное излучение, которое испускает земная поверхность, а следовательно, способствуют глобальному потеплению.

Вообще, «экологическая опасность» фреонов зависит от содержания трех составляющих: хлора, фтора и водорода. Чем меньше атомов водорода, тем дольше фреон не разлагается и не наносит вред окружающей среде. А по мере увеличения числа атомов хлора растёт токсичность и озоноразрушающая способность фреонов. Вред, наносимый такими веществами озоновому слою, оценивается величиной озоноразрушающего потенциала. Чем он больше, тем вреднее фреон. Так, самый распространённый ранее — R-12 — имеет потенциал равный 1, R-22 — 0,05, а наиболее вредными являются фреоны R-10 , R-110 , у которых озоноразрушающий потенциал достигает 13.

Чтобы защитить нашу планету от разрушительной деятельности человека, в 1987 году в соответствии со специальной программой ООН вступил в действие «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой», предусматривающий постепенное сокращение производства и потребления ряда вредных фреонов. Поэтому с тех пор в холодильниках не используют R-10 , R-110 . В 1992 году на конференции в Копенгагене было принято решение и о прекращении производства озоноопасных фреонов R11, R12 и R502 с 1 января 1996 года. Заменой им стали озонобезопасные хладагенты, такие, как R-410A , R-407C или R-134a (все три: гидрофторуглеродные соединения). Правда, безопасные агенты, например, R134а зачастую не отличаются прекрасными физическими и термодинамическими свойствами, и к тому же стоят довольно дорого, например, килограмм R-410A в 7 раз дороже такого же количества обычного R-22 . Также используются смеси, из нескольких хладагентов.

Озоновый слой планеты всё ещё под угрозой, хотя за 20 лет, прошедших с подписания монреальского протокола, есть ощутимые позитивные изменения. Фото сделано спутником NASA

Альтернатива фреонам

Однако и сегодня постоянно ведутся исследования, учёные пытаются синтезировать новые, максимально экологичные, более качественные по своим свойствам хладагенты. Разработкой альтернативных хладагентов озабочены многие государства, вкладывающие значительные финансовые средства в соответствующие исследования. По оценкам специалистов, за последние шесть лет на синтез новых хладагентов было потрачено свыше 2,4 миллиардов долларов.

Синтезированы хладагенты из пропана (R290), этилена (R1150), пропилена (R1270), изобутана (R600a). Производство холодильников, работающих на изобутане, освоили многие производители, причём не только в Европе или в Америке, но и на просторах бывшего СССР. Например, белорусская фирма Atlant предлагает покупателям модель 1842—38 за 15000 рублей, да и остальные свои модели этот производитель «перевёл» на безопасный изобутан.

Примеры моделей с хладагентом R600A:

Хладагенты, применяемые в бытовых холодильниках

Хладагентом (сокращение от слов «холодильный агент») принято называть рабочее вещество с низкой температурой кипения (испарения), с помощью которого осуществляется охлаждение в абсорбционных и компрессионных холодильных машинах. В абсорбционных бытовых холодильниках в качестве хладагента применяют водоаммиачный раствор. В компрессионных бытовых холодильных приборах (БХП) применяют разные марки хладагентов. В термоэлектрических холодильниках хладагента нет: электрическая энергия преобразуется непосредственно в тепловую, когда электрический ток проходит через полупроводниковые элементы: внутренние участки элементов охлаждаются, а наружные нагреваются.

Читать еще:  Виды неисправностей двухкамерного холодильника Атлант

На хладагенты, являющиеся охлаждающими низкозамерзающими жидкостями, установлены государственные и международные стандарты. Хладагенты должны быть нейтральными к металлам, сплавам и другим материалам, используемым при изготовлении холодильного агрегата. Они не должны быть взрывоопасными и воспламеняющимися в смеси с воздухом и маслами. Они не должны быть ядовитыми, не должны вызывать удушья и раздражения слизистых носа и дыхательных путей человека, не должны отравлять или ухудшать экологическую среду. Хладагенты современных БХП не должны содержать веществ, разрушающих озон или вызывающих парниковый эффект. Они должны быть экологически безопасными, не оказывающими влияния на образование «озоновых дыр» в атмосфере или глобальное потепление климата.

При нормальном атмосферном давлении все хладагенты компрессионных БХП имеют газообразное состояние. Под давлением в герметичных емкостях они сжижаются и сохраняются в жидком состоянии. Фазовое состояние хладагентов в отдельных составных частях герметичных холодильных агрегатов БХП зависит от давления и температуры. При высоком давлении это жидкость, а при низком газ. При сжатии хладагент нагревается, а при расширении (кипении и испарении) охлаждается.

В компрессор БХП должен поступать обязательно газообразный хладагент, чтобы не происходили гидравлические удары и разрушения деталей компрессора. Под давлением компрессора газообразный хладагент сжимается и при этом выделяет тепло. Поэтому трубки на выходе из компрессора при его работе всегда горячие. Из компрессора горячий газ поступает в конденсатор. По мере охлаждения в конденсаторе сжатый газ постепенно превращается в жидкость. На входном участке конденсатора это чистый газ с температурой на десятки оС выше окружающей, на среднем газ с конденсировавшимися каплями жидкости и жидкость с пузырьками газа, а на выходе однородная жидкость с температурой, близкой к окружающей.

При работающем компрессоре нагнетательный трубопровод и входной участок конденсатора должны быть горячими, а участок конденсатора на выходе хладагента немножко теплее окружающего воздуха.

Под действием разрежения, создаваемого во всасывающем трубопроводе компрессора жидкий хладагент из конденсатора поступает в испаритель. При разрежении в испарителе происходит кипение (испарение) жидкого хладагента. При испарении хладагент отбирает тепло от стенок испарителя и охлаждает камеру БХП.

Первые компрессионные холодильники работали на сернистом ангидриде. Этот газ опасен для здоровья человека и имеет неприятный запах. Практически с 50-х и до конца 80-х годов прошлого века во всех компрессионных БХП отечественного и зарубежного производства в качестве хладагента применяли фреон-12, получивший условное международное обозначение R12 (по первой букве английского слова Refrigerant). Для смазки деталей компрессора использовали минеральное масло, растворимое во фреоне («фреоновое масло»). При обычных условиях R12 представляет собой нейтральный газ без цвета и запаха, не представляющий серьезной угрозы для здоровья человека. В холодильнике средних размеров его менее 100 г. и при аварийном нарушении герметичности системы он быстро улетучивается.

Производство фреона-12 было организовано впервые в 1931 г. американской фирмой Frigidaire, которая затем продала свои патенты концерну DU PONT. В начале 90-х DU PONT выпустил на замену R12 новый альтернативный хладагент R134a, не разрушающий озон.

В 80-е годы было открыто разрушающее воздействие атомарного хлора на озон в атмосфере. Озоновый слой в атмосфере служит защитным щитом от космических излучений для всего живого на Земле. Из открытия ученые сделали вывод о глобальной угрозе здоровью людей и окружающей природе из-за истощения озонового слоя в результате промышленной деятельности, в том числе выброса в атмосферу фреонов. В качестве подтверждения глобальной угрозы приводили расширение «озоновых дыр» над полюсами Земли. Принятые международные соглашения призывали все страны к прекращению производства и потребления веществ, разрушающих озон. Монреальский протокол 1987 г. предусматривал постепенный перевод производства БХП во всех странах на озононеразрушающие хладагенты. Поскольку фреон 12 в своем составе содержит хлор, который разрушает озон, он попал в перечень запрещенных хладагентов.

В последующие годы наблюдалось сужение «озоновых дыр», никак не связанное с производством фреонов для холодильников. Мнение других ученых о циклическом характере изменения размеров «озоновых дыр», как глобальных явлений природы, и не возможном влиянии на них тех объемов фреонов, которые производились в 80-е годы, не было принято экологами. Фреон-12 был «осужден» окончательно.

Во исполнение Монреальского протокола взамен единого хладагента R12 в разных странах стали разрабатывать

озонобезопасные и экологически чистые хладагенты. По энергетическим характеристикам некоторые из них даже превосходят традиционный R12. В США разработали озонобезопасный хладагент R 134а, который нельзя использовать в холодильных машинах, спроектированных под R12. Новый хладагент должен работать вместе со специальным синтетическим маслом, которое разрушает электроизоляционные материалы электродвигателей компрессоров, спроектированных для работы на R12 с минеральным маслом. Для перевода производства БХП с R12 на R134a необходимы существенные конструктивные изменения компрессоров, электродвигателей и всей системы охлаждения. Большие затраты на переоснащение производства, необходимые для перехода с R12 на R134а, явились главным препятствием внедрению этого хладагента в производство отечественных БХП.

В 90-е годы международные организации по защите климата Земли пришли к выводу о глобальной опасности потепления. В 1997 г. был принят Киотский протокол, направленный на ограничение выбросов в атмосферу «парниковых газов». Этот протокол обязывает страны докладывать в международный комитет по защите климата Земли о выбросах в атмосферу парниковых газов.

Вместо R12 и R134a в Германии в 90-х годах стали применять природный газ изобутан, совместимый с минеральными маслами. Этот хладагент получил условное сокращенное международное обозначение R600a. Он не разрушает озон и не вызывает парниковый эффект, и поэтому получает все большее признание. Около 10 % БХП в мире и более 35 % в Европе (в том числе холодильники «Атлант») в 2005 г. работают на R600a. По теплофизическим и эксплуатационным характеристикам R600a превосходит R134a. Самые экономичные холодильники с классами энергопотребления А+ и А++ работают на R600a. Природные углеводороды, как хладагенты, не находили широкого применения в БХП из-за повышенной пожарной опасности. В современных конструкциях эту проблему решили благодаря уменьшению дозы заправки до таких объемов, которые практически не могут привести к пожару. Доза заправки бытовых холодильников и морозильников столь мала, что даже при полной утечке хладагента из агрегата его концентрация в кухне объемом 20 куб.м будет ниже порога горючести в десятки раз.

В 130-литровом холодильнике всего 20 г R600a, а в начале прошлого века в холодильник такого же объема заправляли 250 г изобутана.

В России взамен R12 используют импортные хладагенты R134a и начинают применять экологически чистые хладагенты отечественной разработки: диметиловый эфир, пропан, бутан, изобутан и их смеси. На российских предприятиях освоено производство R600a. Российские хладагенты на основе смесей газов известны под марками: С-1, С-2, СМ-1, Экохол-3.

Хладагент С-1 представляет собой смесь углеводородов и фторуглеродов (азеотропная смесь R152/R600a). Хладагент СМ-1 представляет собой смесь R134a/R218/R600, по термодинамическим характеристикам близкую к R12. Совместимость С-1 и СМ-1 с минеральным маслом ХФ 12-16 и конструкционными материалами отечественных компрессоров позволяет максимально упростить процесс перехода с R12 на отечественные хладагенты.

Все хладагенты, применяемые в массовых БХП, обладают очень высокой текучестью и не имеют ни цвета, ни запаха. Они способны проникать даже через микротрещины и микропоры обыкновенного чугуна (воздух, вода и керосин не проникают через такой чугун).

Особо высокие требования предъявляют к герметичности холодильных агрегатов, работающих на смесях из низкокипящих газов с разными температурами кипения. При нарушении герметичности системы в первую очередь улетучиваются высококипящие фракции. Самая малая утечка одной из фракций приводит к нарушению соотношения пропорций между ними, к изменению температуры кипения хладагента и нарушению температурного режима работы БХП. При устранении утечек возникают повышенные трудности, поскольку исключается возможность дополнения хладагента или только улетучившейся фракции. Из-за разных температур кипения газов приходится полностью перезаправлять холодильный агрегат.

Марка хладагента для российских покупателей не имеет большого значения при нормальной работе БХП. О ней можно забыть до печального момента, когда возникнет необходимость ремонта. При нарушении герметичности системы охлаждения специалисту нужно знать, какой хладагент заправлен, оптимальную дозу заправки и марку масла. Эти данные указывают на табличке с характеристикой БХП или холодильного агрегата. Марку хладагента и масла должны указывать и на мотор-компрессоре. Технологические инструкции определяют возможности взаимозаменяемости разных марок хладагентов и масел, с которыми они могут работать.

Читать еще:  Выбираем средство для моющего пылесоса

Заказать ремонт и узнать подробнее о его стоимости Вы можете позвонив по телефону: 8 (917) 420-49-39, или у нас на сайте , также Вы можете заказать обратный звонок, нажав соответствующую кнопку в верхнем правом углу сайта.

Что нужно знать о фреоне в холодильниках?

Современную жизнь трудно представить без такого кухонного оборудования как холодильник. Он необходим для охлаждения и хранения готовых блюд из мяса и рыбы, супов, овощей и фруктов. Морозильная камера позволяет долго сохранять свежими полуфабрикаты, замороженные фрукты и овощи. Далеко не все знают, что процесс охлаждения обеспечивается за счет фреона, циркулирующего по трубкам испарителя при работе компрессора. Расскажем о том, что такое фреон и где он находится, как часто его нужно менять? Узнаем, есть ли у этого газа запах? Может ли произойти отравление при его утечке? Только компетентные ответы на все перечисленные вопросы – далее в статье.

Что такое фреон?

Фреон – это вещество, состоящее из смеси этана и метана в определенной пропорции. Для окружающей среды он инертен. Такой хладагент может быть в жидком и газообразном состоянии. При испарении вещество поглощает тепло и обеспечивается реакция выделения холода. Существует более 40 разновидностей хладагентов. В домашнем холодильном оборудовании используют безопасные, не способные наносить урон человеку и окружающей среде.

Стоит отметить, что фреон используется не только в холодильном оборудовании. Вещество используют для заправки кондиционеров, в медицинских аэрозолях. Компонент содержится в составе монтажной пены и в лакокрасочных изделиях.

Вопреки всеобщему мнению, гласящему, что утечку можно обнаружить по запаху, современный фреон – бесцветен и не имеет аромата. Узнать о подобной неисправности можно только по изменению характера работы оборудования:

  • конденсат на стенках;
  • недостаточная заморозка;
  • высокая температура в холодильном отсеке (продукты быстро портятся).

Для домашней бытовой техники используют фреон таких разновидностей:

  1. R600a – естественное вещество. Которое не провоцирует разрушение озонового слоя атмосферы. Недостатком является его взрывоопасность при концентрации в 31 г/ . В холодильном оборудовании вещество используется в минимальных объемах, потому абсолютно безопасно.
  2. R134a – безопасный газ. В его составе отсутствует хлор, при его выделении не проявляется запах. Инертен по отношению к окружающей среде, не воспламеняется.
  3. R12 – В современной бытовой технике не используется с 2010 года из-за случае отравления. При его концентрации в воздухе свыше 30% способен привести к удушью.
  4. R22 – наиболее распространенный тип фреона, используемого в холодильниках старого образца (советские модели). Токсичен при взаимодействии с открытым огнем, имеет запах хлороформа.

Важно! Точная информация о том, какой фреон использован в конкретной модели холодильника, представлена на ярлыке компрессора. Также тип вещества обязательно прописывают в инструкции пользователя.

Фреон в холодильнике современного образца может быть R600а и R134a. Другие марки не используют, потому что эти признаны самыми безопасными.

Где находится фреон и как его заправляют

Фреон находится в испарителе камеры (система трубопроводов, по которым циркулирует жидкий хладагент). Он поглощает тепло и отдает холод, воздух возле магистрали быстро охлаждается. Циркуляция фреона обеспечивается работой компрессора. При поглощении тепла, жидкость преобразуется в газ. Газ проходит к компрессору, конденсируется и снова становится жидким.

В ходе эксплуатации холодильной камеры важно не допускать:

  • очистку морозильной камеры от наледи ножом и другими острыми предметами;
  • попадание продуктов и льда на дно испарителя;
  • установку возле отопительных приборов;
  • мытье оборудования горячей и теплой водой.

Нарушение правил разморозки камеры может стать причиной разгерметизации испарителя. В этом случае возникает риск утечки фреона, жидкость при этом быстро преобразуется в газ, в месте дефекта образуется снежный бугор.

К повреждению испарителя может привести откалывание льда и снега с поверхности морозильной камеры. Повреждение трубопровода происходит при падении массивных кусков льда на дно при разморозке. При подозрении на утечку фреона обратитесь в сервисный центр.

Для справки! В современных моделях холодильника содержится не более 200 мл хладагента. Его утечка не опасна для жизни и здоровья человека. При первых подозрениях на наличие неполадки, оборудование отключают из сети.

Обеспечить заправку фреона самостоятельно можно при наличии опыта обнаружения утечки и профессионального оборудования. Вам потребуется специальная компрессорная станция с манометрами, в ней есть два измерителя (высокого и низкого давления). Для заправки нужен только манометр низкого давления.

При помощи течеискателя выявляют место предполагаемой утечки, после чего проводят пайку проблемной зоны. Перед запаиванием из трубки выкачивают весь отработанный хладагент при помощи насоса. Если трубопровод поврежден сильно, требуется его замена на новый. Патрубки заправочной станции можно присоединять только после восстановления работоспособности испарителя.

Процесс заправки холодильного оборудования фреоном требует точного соблюдения правил техники безопасности, в особенности пожарной. Работы необходимо проводить в проветриваемых помещениях, обеспечивая должную вентиляцию. При обращении в сервисный центр нужно уточнить, дают ли они гарантию на свою работу.

Пахнет ли фреон?

Фреон представляет собой инертный газ, который кипит при минусовой температуре и не воспламеняется при контакте с воздухом. Для современных холодильных агрегатов используют только безопасные варианты, являющиеся нетоксичными, но отдельные разновидности при нагревании до 250 градусов способны выделять токсичные соединения, а именно фосген. Такое вещество использовали для заправки советских холодильников, а после 2010 года его запретили использовать в бытовых целях.

Сейчас применяют только фреон R600а и R134а, они не имеют запаха, потому ощутить утечку попросту невозможно. Неприятный аромат, напоминающий запах газа может исходить из-за засорения дренажной системы. Проблему можно устранить своими руками, достаточно прочистить капиллярную трубку.

Причина неприятного запаха часто заключается в недостаточном уходе за оборудованием. Разморозьте агрегат и вымойте его с использованием щадящих моющих средств. Если используете дезодоранты и другие ароматизаторы для холодильного шкафа, замените их на новые. Такие приспособления имеют определенный срок службы, потому их нужно своевременно менять. После окончания их срока годности может появляться запах похожий на аммиак или ацетон.

Внимание! Если вы ощущаете запах гари, паленой резины не пытайтесь найти и устранить причину самостоятельно. Скорее всего, из-за нехватки хладона, из строя вышел компрессор оборудования.

Как часто нужно менять фреон

Регулярная заправка фреона – залог полноценной и бесперебойной работы бытового и промышленного холодильного оборудования. В промышленном холодильном оборудовании замену хладагента проводят ежегодно, домашние агрегаты чаще всего служат до первой поломки, но действовать по этой схеме – не лучшее решение.

Замена фреона в холодильнике – необходимый момент технического обслуживания, без соблюдения которого агрегат может выйти из строя. Определить, необходимо ли закачивать фреон можно по работе оборудования. Нехватка хладагента приводит к снижению интенсивности его охлаждающей способности. Следовательно, рекомендую обращать внимание на работу холодильника. Если он стал хуже морозить или его отсеки вовсе стали теплыми – нужно обратиться за помощью. Заправить агрегат фреоном самостоятельно можно, имея в наличии необходимое оборудование. Отдельная его покупка с целью разового периодического использования – не оправдана из-за высокой цены.

Зачем в холодильнике нужен фреон и что делать при его утечке

Все, что нужно знать о хладагенте в холодильниках

Как заправить холодильник фреоном своими руками

Как понять где именно утечка фреона

Обнаружить признаки выхода хладагента наружу можно по внешним признакам. Если на испарителе есть трещина, в месте ее локализации образуется корка инея или лед – это главный признак протечки, который можно обнаружить самостоятельно.

Вздутие задней крышки оборудования также может свидетельствовать о проблеме. Отодвиньте холодильник от стены и осмотрите эту поверхность внимательно. Вздутие – это результат образования льда в пространстве между стенками. Поломка – опасная, а ремонт ее дорогой. Часто приходится искать подменную заднюю крышку.

Нужно ли удалять фреон из холодильника перед заправкой

Если испаритель пробит, скорее всего, основная масса хладагента уже испарилась оттуда. Если вещество в небольшом количестве осталось в трубке это не страшно, небольшой остаток выйдет вместе с воздухом после продувки и опрессовки.

Внимание! Если утечки нет, но запланированы работы по замене компрессора, газ предварительно выпускаем. Шланг выводит из помещения, чтобы газ вышел наружу.

Чрезмерная концентрация фреона в оборудовании не менее опасна, чем его недостаток или отсутствие и обнаружить ее несложно. После заправки фреоном включите холодильник в сеть на 1-2 часа и периодически контролируйте его состояние. Если капиллярная трубка нагревается, а обратная трубка, соединенная с патрубком покрыта инеем, хладона много. Его нужно стравить до 0,08 Мпа.

Читать еще:  Как быстро и эффективно очистить духовку от жира и нагара

Можно ли включать холодильник без фреона

Холодильник, не заправленный фреоном, вполне может работать какое-то время, но с потерей производительности. Из-за недостатка хладагента будет заметно нарастать температура в камерах, и в конечном итоге она сравнится с температурой окружающей среды. Часто задают вопрос, можно ли использовать агрегат при подозрении утечки фреона? Нет, делать этого категорически нельзя. Нехватка или отсутствие хладона приведет к тому, что компрессор будет работать беспрерывно несколько дней. В конечном итоге мотор сгорит, пользователь окажется перед выбором, купить новый холодильник или согласиться на дорогостоящий ремонт.

Опасен ли фреон для человека

Ядовитость и высокая взрывоопасность хладагентов, используемых в работе холодильных установок – миф. Это вещество безопасно для человека и окружающей среды и содержится оно в контуре в малом количестве. Для работы современного агрегата необходимо от 30 до 100 грамм хладона. Такой массы более чем достаточно для создания необходимого давления, а заправка выше нормы может спровоцировать выход модуля из строя.

С точки зрения взрывоопасности компонент также не опасен. При соблюдении правил эксплуатации взрыв невозможен из-за малой концентрации вещества. Вот баллон с хладоном может быть опасен, и то лишь при условии его расположении вблизи источников открытого огня.

Отравление фреоном

Утечка фреона в бытовом холодильнике не может стать причиной отравления и при своевременном ее обнаружении не наносит вреда самому агрегату.

Фреон опасен только в больших количествах, потому риск отравления газом повышен для людей, работающих на хладокомбинатах, особенно при нарушении системы вентиляции. Последствия такой интоксикации – обратимы, но довольно опасны, потому нужно обращать внимание на следующие симптомы:

  • состояние алкогольного или наркотического опьянения;
  • мушки перед глазами;
  • судороги;
  • аллергические реакции;
  • нервное возбуждение;
  • спутанность сознания;
  • раздражение слизистых;
  • ожог кожных покровов 1 и 2 степени.

Внимание! Тяжесть состояния пострадавшего прямо зависит от числа атомов хлора в конкретном фреоне. В легких случаях появляются головокружения и головные боли, а в тяжелых возможен отек легких, который может вытекать в летальный исход.

Фреон – относится к группе веществ, требующих соблюдения особых правил при работе с ними. Игнорировать такие указания – нельзя, особенно на крупном производстве. Если вещество содержится в больших количествах оно – опасно. При первых подозрениях на интоксикацию стоит обращаться за помощью медиков и проходить лечение.

Фреон – это инертный газ, смесь метана и этана в разных пропорциях. Его используют для заправки различного холодильного оборудования. Он не имеет запаха и цвета, потому обнаружить его утечку визуально – невозможно. Если хладагента в контуре не будет хватать, снизится работоспособность агрегата.

После определения причин приступают к заправке, но для начала, нужно выявить в каком месте на испарителе есть пробоина. Обнаружить ее очень просто. На участке будет корка льда или иней. Если трубка пробита в нескольких местах, восстанавливать ее бессмысленно, купите новый испаритель – он прослужит дольше.

Часто пользователя волнует вопрос, насколько опасна утечка фреона? В домашних условиях какая-либо опасность полностью отсутствует, потому что для заправки используют нетоксичный газ. Отравление возможно при работе на хладокомбинатах и заводах по производству климатической технике, где этот газ есть в больших объемах.

Видео: как правильно заправить холодильник фреоном своими руками

Видео: заправка бытового холодильника

Опасен или нет фреон в холодильнике

Пожалуй, в каждой квартире мы можем встретить такого помощника как холодильник. Именно он помогает жильцам сохранять все необходимые продукты в целостном виде, не дает им пропасть раньше времени и позволяет хозяйкам запасать на зиму замороженные фрукты и овощи, что немаловажно, при отсутствии, скажем, подвала. Отсутствие этого полезного агрегата очень осложняет жизнь всех жильцов дома. Одной из самых частых поломок холодильников является утечка газа, а опасен или нет фреон в холодильнике, мы сейчас разберем.

Характеристика

Агрегаты, принцип работы которых основан на работе компрессора, являют собой камеры, оснащенные испарителем. Испаритель вмещает в себе хладагент, который в момент кипения и испарения забирает из камеры тепло и отправляет его в среду, при конденсации. Вследствие этих процессов воздух в холодильных камерах охлаждается, а хладагент, в виде газа, направляется в компрессор и посредствам конденсации превращается опять в жидкость. Этот процесс цикличен.

Сам фреон, как химическое вещество, состоит из этана и метана. Жидкость располагается в испарителе, представляя собой вид хладагента. Исходя из всего вышеописанного, фреон как раз и циркулирует в холодильнике, охлаждая камеры, испаряясь и конденсируясь снова в жидкость.

На сегодняшний день в производстве холодильников используются несколько марок этого вещества. В производстве холодильников для домашнего пользования используют фреоны R-600 и R-134. Для холодильников промышленных или торговых берут R-503, R-13.

Хладагент – что это такое?

Из-за термодинамических свойств газ фреон повсеместно используется в роли хладагента. По этим же причинам в производстве холодильных агрегатов фреон используется всегда в качестве хладагента. Этот газ более всего подходит для роли охладителя. Вещество, испаряясь, буквально впитывает тепло, провоцируя снижение температуры вокруг себя.

При присвоении названий для хладагентов, основанных на этом газе, часто используют символ R, начальную букву в слове refrigerant. Слово переводится как хладагент или иначе – охладитель. Далее проставляют числовое значение, обозначающее количество атомов фтора, углерода и водорода.

В конце двадцатого века, изучая озоновый слой стратосферы земли, его взаимодействия с различными веществами и химическими соединениями, ученые обнаружили, что отдельные виды, взаимодействуя с озоном, разрушают его структуру. Фреонов производится больше сорока видов. Использующийся в холодильниках газ R12 признали особо разрушительным для озона. Это подтолкнуло все страны ООН подписать договор о не использовании этого газа в промышленности, и наряду с ним, отказаться от некоторых других газов. Этот договор послужил катализатором для применения в холодильной промышленности других, менее вредных, газов фреонов. Так, с 90-х годов, начали выпускать холодильники с другими наполнителями.

В настоящее время холодильный газ – это вещество, нуждающееся в особой эксплуатации. Он не является особо опасным для человека, но правила, прописанные в инструкции к технике соблюдать необходимо. Фреон не вреден для человека, поэтому используется не только в холодильниках, но и кондиционерах, что тоже необходимо знать и помнить, используя этот прибор.

Как понять, что происходит утечка

Благодаря правильной работе фреона внутри прибора, оборудование работает. При утечке газа из прибора использование его по назначению становится невозможным. Зачастую происходит неисправность с трубами испарителя, но возможен и заводской брак.

Но как все — таки выявить утечку?

  • Техническая характеристика фреона – это отсутствие запаха, поэтому на нюх утечку просто не определить;
  • Еще одна характеристика – это бесцветность, потому увидеть утечку тоже не представляется возможным.

Во-первых, неисправность трубки испарителя, приводящая к утечке газа, благодаря выходу газа наружу, приводит к постепенному уменьшению давления газа в камерах агрегата, что замедляет конденсацию. Этот процесс сразу же отразиться на качестве работы холодильника – произойдет повышение температуры воздуха и, как результат, — пища будет пропадать гораздо быстрее. Возможно, размораживаясь, продукты начнут выделять воду, и она будет стекать вниз холодильника. Но, даже если фреон начал вытекать переживать за здоровье семьи не следует. Этот газ, не смотря на 4 степень токсичности, опасен только при нагревании до 250 ⁰С, а это в условия квартиры просто не реально.

Ремонт утечки

  • Для устранения подобного рода неполадок обязательно необходим квалифицированный специалист. Он определит конкретное место утечки специальным прибором – течеискателем, оповещающим звуком о месте утечки;
  • Далее, специалист либо запаяет отверстие, либо заменит всю трубу;
  • После вакуумного отсасывания насосом всей системы охлаждения, ее заполнят вновь;
  • Проверяют качественность работы мастера посредствам включения прибора и наблюдения за правильностью его работы.

Подведем итоги

Как теперь всем понятно, фреон – широко используемый в холодильной промышленности газ. Обладает высокой опасностью, но достичь уровня его токсичности в домашних условиях невозможно, что говорит о безопасности в бытовом использовании агрегатов, чья работа основана на циркуляции этого газа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector